28 октября 2021 14:03

Жизненная необходимость

Непрерывное развитие требует системного подхода


Галина Пономарёва, начальник службы управления персоналом и социального развития Центральной дирекции управления движением
Основными предпосылками обращения к вопросам наставничества стали несколько проблем, требующих решения. Во-первых, это неудовлетворённость существующей системой наставничества: на первом слёте молодёжи дирекции молодые движенцы высказали идею обучать наставников для повышения эффективности их работы. Они привели яркие примеры как положительного, так и отрицательного влияния деятельности наставника на стажёра. Вторая выявленная нами проблема – значительная доля увольнений по собственному желанию в первый год работы. Анализ ситуации в 2011 году и первом полугодии 2012-го показал, что число уволившихся со стажем менее года составило порядка 28% от всех увольнений. Кроме того, большое количество случаев нарушения безопасности движения и охраны труда допускается работниками именно в первый год работы.

Исследование причин этих проблем показало, что все они в значительной степени требуют разработки системного подхода к организации наставничества. Для этого были разработаны программы проведения четырёх сетевых совещаний с охватом всех 17 дирекций. Состав участников варьировался по возрасту от 25 до 55 лет и по должностному составу – от составителей и приёмо-сдатчиков до начальников железнодорожных станций и руководителей диспетчерских центров управления перевозками. На этих совещаниях мы увидели, что команды проявляют большой азарт, участвуя в конкурсах, демонстрируют высокий уровень усвоения и применения полученных знаний, а также способность выступить модераторами аналогичных мероприятий.

Мы и сами поменяли свой взгляд на наставничество как таковое: если раньше мы рассматривали вопросы наставничества в контексте одного из основных методов адаптации, а к числу наставников относили руководителей адаптации и стажировки, кураторов вновь назначенных руководителей, то по мере погружения в вопрос мы пришли к выводу, что наставничество – это гораздо более широкое понятие, скорее элемент системы непрерывного развития персонала, позволяющий решать и ряд других кадровых задач. Например, наставничество может быть использовано при самостоятельной подготовке работника к следующей должности. В таком контексте уже можно говорить о таких формах наставничества, как консультирование, проведение мастер-классов, создание системы «электронный наставник» и так далее.
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31