11 апреля 2021 01:19

Взаимодействие и партнёрство

Принятие единого сетевого технологического процесса будет в интересах всего транспортного рынка

Участники юбилейной, X конференции «Рынок транспортных услуг: взаимодействие и партнёрство» подтвердили необходимость подтянуть правовое и технологическое обеспечение отрасли.

Инфраструктуру следует использовать для перевозки грузов, а не для отстоя порожняка
Дисбаланс между темпами роста приватного вагонного парка и возможностью его рационального управления в условиях отставания необходимых правовых, тарифных и технологических решений, а также ограниченного развития инфраструктуры – главная на сегодня проблема в железнодорожной отрасли, решить которую предстоит всем участникам рынка.

Как сообщил на пленарном заседании конференции президент ОАО «РЖД» Владимир Якунин, буквально несколько дней назад на сети было отставлено от движения 835 сформированных поездов, что составляет почти 300 тыс. вагонов. «Если их расставить в ряд, то они займут более 3 тыс. км путей, притом что у нас 9 тыс. км «узких мест» на сети, – заметил Владимир Якунин. – Эти составы занимают наши пути, мы за это ничего не получаем, как и за то, что вынуждены дополнительно заниматься их сортировкой на станциях».

Строить новые пути РЖД тоже не в состоянии. Из-за того что правительство не приняло ряд предлагаемых мер, дефицит средств компании в актуализированной Генеральной схеме развития железных дорог превышает 2 трлн руб. В то же время грузоотправители не торопятся выполнять решение правительства о новых инструментах инвестирования в отрасль, к примеру использовать принцип «бери или плати». За год не заключено ни одного контракта, потому что бизнесмены теперь хотели бы видеть долгосрочный тариф на перевозки.

Первый вице-президент ОАО «РЖД» Вадим Морозов заострил внимание на том, что развивать инфраструктуру необходимо не для того, чтобы складировать всё увеличивающиеся объёмы порожних вагонов, а для перевозки дополнительных грузов. «Строительство путей отстоя – это практически годовая инвестиционная программа компании, – сообщил Вадим Морозов. – Если это делается для размещения избытка порожняка, то для кого в этом случае будут работать эти инвестиции, кому они создадут прибавочный продукт?» Для решения проблемы управления парками, по мнению Вадима Морозова, необходимо продолжать совершенствовать нормативную базу и технологию перевозок, включая систему планирования. Не менее остро стоит вопрос об экономической эффективности использования парка ВСП, то есть применении более гибкой формулы ценообразования.

Уже начавшиеся дискуссии по Единому сетевому технологическому процессу (ЕСТП), разработанному в РЖД, показали, что сегодня мало кто сомневается в необходимости собрать воедино и систематизировать все компоненты технологии перевозки и определить порядок взаимодействия участников рынка.

С тем, что в части подвижного состава реформа принесла положительный результат в виде притока инвестиций и теперь надо продолжать отрабатывать технологию управления в новых условиях профицита вагонов, согласен и председатель президиума НП «Совет участников рынка услуг операторов железнодорожного подвижного состава» Сергей Мальцев. В части ЕСТП операторы предлагают установить различные сроки планирования для разных перевозок с дифференцированной оплатой за срыв исполнения заявок. В то же время Совет рынка выступает за построение в перспективе модели рынка без парка ВСП, считая, что сегодня РЖД вынуждены создавать для этих вагонов особые технологические ниши. Также Сергей Мальцев высказался за необходимость вернуться к проработке перспективы отделения перевозочного вида деятельности от инфраструктурного.

Вице-президент по логистике ОАО «НЛМК» Александр Сапронов отметил как положительный момент то, что конкуренция на рынке предоставления подвижного состава выдвинула на главный план грузовладельца. Но, говоря о проекте ЕСТП, он подчеркнул: «Тем не менее месячное планирование ещё необходимо обсуждать, мы не всегда вписываемся в 30 дней из-за производственных циклов и рыночной конъюнктуры».

Заместитель министра транспорта Алексей Цыденов сообщил, что уже согласован проект закона о железнодорожном транспорте. Идёт работа над проектом устава, в котором, в частности, предполагается ввести плату за занятие инфраструктуры. На завершающей стадии находится и проект положения о деятельности операторов. Со следующего года будет введён тарифный коридор для РЖД. «Минтранс сейчас предлагает плюс-минус 15%», – сообщил Алексей Цыденов».

Сергей Плетнёв
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30