13 апреля 2021 09:44

Электронный контроль

Учёные предложили точный метод диагностики колёсных пар в пути следования

Для верхнего строения пути наиболее опасными дефектами являются поперечные трещины рельсов.

Датчики дополнят результаты визуального осмотра колёс
Вероятность их образования и скорость развития во многом зависят от качества поверхности колёс подвижного состава. Поэтому выщербины, сколы и другие повреждения металла на них необходимо выявлять очень оперативно.

Проблема в том, что сейчас основным способом диагностики поверхности катания колёсных пар остаётся их визуальный осмотр работниками на пунктах технического обслуживания (ПТО). Однако достоверность и качество такого контроля зависят во многом от так называемого «человеческого» фактора.

Например, из-за конструктивных особенностей тележки грузового вагона рабочие могут подробно рассмотреть лишь три четверти окружности колеса. Кроме того, на результат обследования сильно влияют самочувствие персонала, его квалификация, умение правильно использовать оборудование и т.д.

По мнению учёных Сибирского государственного университета путей сообщения, повысить достоверность контроля поверхности колёсных пар в ПТО поможет внедрение тензометрического метода диагностики.

При этом необходимо использовать датчики, подобные тем, что широко применяют в электронных весах. Они способны преобразовывать механическую деформацию, возникающую при нагрузке прибора, в электронный сигнал.

Затем эта информация поступает в компьютер для дальнейшего анализа. Полученные данные автоматически сравниваются с критическими для поверхности колёс значениями. В итоге специалисты смогут гораздо быстрее выявлять опасные дефекты на поверхности металла.

Для реализации тензометрического способа контроля учёные вуза предложили устанавливать симметрично с двух сторон рельса тензодатчики, регистрирующие вертикальные деформации. При движении транспортного средства по путям они будут передавать сигналы на принимающие устройства. По их амплитуде можно будет судить о размере дефектов на колёсных парах.

В ходе экспериментов сотрудники СГУПСа провели сравнительные испытания различных методов контроля поверхности катания колёс грузовых вагонов в движении. В реальных условиях эксплуатации на одном из ПТО Западно-Сибирской магистрали тензометрическим и визуально-измерительным способом они проверили 560 колёс.

В итоге удалось выявить 24 дефекта поверхности катания, которые прежде обнаружить не удавалось. Тем самым была подтверждена высокая эффективность предлагаемого метода контроля.

Андрей Стрельцов
Новосибирск

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30