22 апреля 2021 02:18

Всё включено

Коллективная форма организации и мотивации труда повышает эффективность перевозок

После публикации материала о комплексной бригаде сортировочной станции («Рычаг управления», «Гудок» № 193 от 24.10.12) в редакцию поступило много откликов. По просьбе читателей продолжаем разговор о введении коллективной формы организации труда, затрагивающей вопрос денежной мотивации персонала за выполнение поставленных заданий.

Павел Иванов, начальник Центральной дирекции управления движением
– Павел Алексеевич, что побудило дирекцию инициировать выход положения о комплексной бригаде сортировочной станции?
– Проблема улучшения работы таких станций всегда приоритетна. И решаться она должна комплексно, с участием всех производственных вертикалей, дорог и подразделений компании.
Принципиальный шаг здесь – совершенствование мотивации всех работников, занятых в едином технологическом процессе сортировочной станции.
С этой целью по инициативе дирекции разработано и утверждено положение о комплексной бригаде сортировочной станции. С января 2013 года на 38 таких станциях, выбранных пилотными, будет введена новая коллективная форма организации и стимулирования труда. В их числе станции сетевого значения: Бекасово-сортировочное, Орехово-Зуево, Челябинск-Главный, Иркутск-сортировочный, Ярославль-Главный, Инская, Хабаровск-2 и дорожного: Люблино-сортировочное, Батайск, Анисовка, Белогорск.
Утверждённое в мае прошлого года положение о железнодорожной станции наделило её начальника достаточными полномочиями для организации работы. Для повышения эффективности перевозочного процесса и улучшения показателей не доставало лишь мощного инструмента в виде материального стимулирования работников.
Положение о комплексной бригаде и должно стать таким инструментом. Оно дало начальнику станции право устанавливать в положениях о премировании работников смежных подразделений, входящих в состав бригады, показатели, влияющие на качество работы станции. Начальник станции, исходя из местных условий и особенностей станционной технологии, имеет право изменять состав комплексной бригады. Общее руководство и координация деятельности комплексных бригад также возложены на него.

– Формы коллективной организации труда в том или ином виде и раньше применялись на дороге. Что общего и в чём отличие нового положения от его предшественников?
– Да, это известная многим бригадная форма организации труда, единые диспетчерские смены и ряд других. Широкое распространение она получила в 80-е. И основная её идея – в повышении ответственности и заинтересованности каждого работника в конечных результатах труда всего коллектива.
Принципиальное отличие нового положения – его адаптация к новой структуре управления бизнес-процессами, появившимися при реформировании отрасли. В связи с выделением самостоятельных вертикалей предыдущее, утверждённое в 2008 году, положение о комплексной бригаде сортировочной станции не нашло широкого применения на сети. Только на девяти сортировочных станциях, в числе которых Санкт-Петербург-сортировочный-Московский, Волховстрой, Юдино, Тайшет, сохранены принципы коллективной формы организации труда.
Цель же нового документа – укрепление горизонтальных связей на линейном уровне, организация слаженной работы смежных подразделений железнодорожного узла в современных условиях.
Новое положение принципиально отличается новыми подходами к формированию самой бригады. Она объединит работников станции, эксплуатационного вагонного депо, эксплуатационного и ремонтного локомотивных депо. Состав каждой бригады формируется, исходя из особенностей станционной технологии. По тому же принципу определяется перечень показателей премирования, на которые железнодорожники непосредственно влияют в зависимости от их участия в конкретном этапе технологического цикла.

– Например?
– Члены бригады, занятые на приёме поездов, обработке прибывших в расформирование составов в парке прибытия и подготовке его к роспуску, а также осуществляющие непосредственно сам роспуск, основную часть премии будут получать за показатель «выполнение задания по роспуску вагонов с горки» независимо от того, в штате какого филиала числятся.
Аналогично те, кто формирует и переставляет сформированные составы в парк отправления, получат премию за «выполнение задания по выставке вагонов в сформированных составах в парк отправления», а готовящие составы к отправлению – за «выполнение задания по отправлению вагонов со станции».
Конечный результат достигается за счёт совокупного эффекта на каждом из этапов технологического процесса. Иными словами, если осмотрщика вагонов или приёмщика поездов заинтересовать в выполнении задания по роспуску вагонов, он приложит все усилия для своевременного осмотра и подготовки состава к роспуску.
А машинист маневрового локомотива будет заинтересован в сокращении межоперационных непроизводительных простоев и максимальной реализации установленных скоростей движения по станции и надвига составов на горку. И так на каждом этапе технологии.
Ещё одно преимущество нового положения – ежесменный учёт выполнения показателей премирования и расчёт премии за каждую смену. Уже по окончании смены работники могут подсчитать, сколько они заработали. Результаты отражаются на экране выполнения производственных заданий.

– Как на линейном уровне воспринимаются нововведения, связанные с изменением формы организации труда?
– Ни одна инициатива не способна реализоваться без её поддержки на местах. Радует, что положение воспринято с энтузиазмом не только начальниками станций. И начальники дорог поддержали нововведение, активно начали внедрение и взяли на себя координацию взаимодействия смежных подразделений по формированию составов комплексных бригад и внесению изменений в положения о премировании.
Особо отмечу активную позицию руководителей Дальневосточной дороги, которые задолго до утверждения положения президентом компании подготовились к переходу на коллективную форму организации и стимулирования труда коллективов станций, вагонных и локомотивных депо.
Так, на станции Хабаровск-2 уже с сентября этого года работают комплексные бригады. И первые результаты таковы: станция успешно справилась с установленным заданием по отправлению вагонов в условиях возросшего почти на 10% вагонопотока, несмотря на осложняющий эксплуатационную обстановку период массового предоставления «окон».
Также в сентябре простой транзитных вагонов с переработкой на станции сокращён почти на четыре часа к уровню прошлого года, а в октябре – уже более чем на семь часов.
Наивысших результатов достигли комплексные бригады под руководством станционных диспетчеров Александра Сапрыкина и Сергея Ерёменко, обеспечивших перевыполнение плановых заданий по отправлению вагонов, роспуску и формированию составов. В отдельные смены отправление вагонов со станции выполнялось на рекордном уровне – более 4,6 тыс. вагонов с превышением планового задания почти на 1 тыс. вагонов.
За достигнутые результаты выплачено и премиальное вознаграждение. Это в очередной раз подтверждает, что предложенный нами механизм мотивации действует и выбранный нами путь – верный.

– Опыт комплексных бригад будет распространяться?
– Мы намерены тиражировать его на все сортировочные станции сети. Для укрепления взаимодействия диспетчерского персонала ДЦУП и станции, повышения его заинтересованности в устойчивой работе сортировочных станций в положения о премировании узловых поездных диспетчеров введён показатель премирования «выполнение задания по отправлению вагонов» на сортировочных станциях, входящих в состав участка.
Распоряжением президента компании от 18 октября утверждено положение о комплексной диспетчерской смене на дороге. Это ещё один важный шаг в направлении развития форм коллективной организации труда и укрепления горизонтальных связей между смежниками.
Согласно этому положению в состав такой смены войдут работники диспетчерского центра управления перевозками, центра управления содержанием инфраструктуры, оперативные работники Дирекции по ремонту пути и Дирекции тяги. Коллективы смен станут полноправными участниками отраслевого соревнования.
Создана рабочая группа по реализации данного положения, утверждён план мероприятий по организации соревнования диспетчерских смен на железных дорогах. Совместными действиями причастных департаментов и филиалов автоматизируется процесс ежесменного учёта показателей диспетчерской смены.
Положение о комплексной диспетчерской смене должно стать качественно новым этапом развития и совершенствования коллективной формы организации и стимулирования труда работников, занятых в едином технологическом процессе организации перевозок на полигоне железной дороги.

Беседовал Юрий Можаев

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30