15 апреля 2021 13:31

Подвиг по дороге в институт

То, что все пассажиры маршрутки остались живы, – чудо, совершённое студентом

Всё происходящее в минувшую пятницу Любовь Рогожина наблюдала по видеоселектору с большого экрана в управлении Южно-Уральской дороги. Президент ОАО «РЖД» Владимир Якунин жмёт руку её сыну Павлу и вручает награду за смелость. О подвиге паренька «Гудок» написал 6 декабря.


Одним из первых руку Павлу Рогожину
пожал президент ОАО «РЖД» Владимир Якунин


Министр транспорта Максим Соколов
подарил герою личный транспорт – скутер


Павел ещё в детстве примерил папину
фуражку начальника поезда

Мать не может избавиться от мысли, что это не кадры кино, а реальность. Слёзы радости и гордости переполняли. Не сдержавшись, она заплакала.

Начальник Южно-Уральской дороги Виктор Попов благодарит её с мужем за достойное воспитание сына, а перед глазами всё стоит Пашка. Он сейчас в Москве. И он настоящий герой. Павел увидел слёзы мамы на экране, а потом позвонил: «Не переживай».

В тот же день Павла Рогожина за самоотверженные действия при спасении утопающих поблагодарил и министр транспорта Максим Соколов, он вручил герою подарки: планшетный компьютер и скутер.


Знал, что делать

«Виктор Николаевич, слышал, на Шершнёвском водохранилище маршрутка с дамбы упала и под лёд провалилась?» – поездной электромеханик поделился с начальником поезда Виктором Рогожиным информацией, которую услышал по радио из программы новостей. Поезд только что отъехал от Самары, в Челябинске будет только на следующий день. Но информация задела – Паша на 56-м маршруте через плотину ездит на учёбу в институт путей сообщения.

«А во сколько это случилось, не сказали?» – между прочим спросил он. «Да вроде бы как днём», – последовал ответ. Виктор Николаевич немного успокоился, Паша должен был ехать к первой паре. Двумя словами на эту тему обмолвился с женой Любовью, проводником этого же поезда. С этим и вернулись домой.

К слову, хочу поделиться собственными ощущениями по поводу слетевшей с плотины маршрутки. Увидев по телевизору, как вытаскивают из воды машину с номером 56, меня охватил озноб. На ней и я езжу с работы домой. Двухкилометровый путь автобус проделывает по плотине, которая одновременно является широкой транспортной магистралью с бесконечным потоком машин. Когда случаются пробки и машина, в которой ты находишься, оказывается посередине дамбы, чувствуешь себя некомфортно, подвешенной в воздухе. Высота плотины в центральной части достигает 15 м, глубина водохранилища – до 4,5 м.

В том месте, где 3 декабря вылетела маршрутка, глубина воды больше трёх метров. Меньше чем через минуту после аварии машина вместе с людьми была бы на дне, если бы не студент Павел Рогожин. Микроавтобус четырежды перевернулся в воздухе, и все семь пассажиров оказались на полу. Задержаться несколько дополнительных секунд на поверхности позволил лёд – накануне были морозные дни. «Страха, пожалуй, не было, испугаться просто не успел, – скажет потом Павел. – Было состояние аффекта. И, наверное, я уже знал, что надо делать».

Первым выпрыгнул из тонущего автобуса водитель, мигрант из Таджикистана. Парализованный от страха, он смотрел на бьющихся в салоне пассажиров, в основном это были женщины, и не делал никаких попыток их спасти.
«Усилиями Павла удалось избежать трагедии. То, что люди остались живы, – это чудо», – говорит представитель Главного управления МЧС РФ по Челябинской области подполковник Юрий Распопов. Юноша выбрался из микроавтобуса в разбитое окно и стал помогать женщинам. Так он спас жизнь четырём пассажиркам. С другой стороны маршрутки женщинам помогал Денис Чишков, тоже ехавший в этой машине. У него был сильный ушиб спины, несмотря на это молодой человек сделал всё, что мог. Автобус быстро наполнялся водой. Когда все выбрались, он моментально ушёл под лёд.


Проезжали мимо

В то же самое время движение транспорта по дамбе продолжалось. Место падения маршрутки и погружение её в воду просматривалось со всех сторон. Проезжающие по обеим полосам водители поворачивали головы, чтобы полюбопытствовать на происшедшее, но никто не остановился, чтобы помочь. Нет, один автомобиль всё-таки остановился. Как зафиксировала камера видеонаблюдения, у барьера дамбы водитель вышел из машины и стал снимать на камеру, как маршрутка уходит под воду и из неё пытаются выбраться люди. Может быть, он решил таким образом прославить себя, выложив жёсткий сюжет в Интернете?

Впрочем, и это ещё не всё. Когда мокрые, застывающие от пронзительного ветра люди наконец смогли подняться на дамбу и попытались остановить какой-либо автомобиль, тормозить никто не спешил. Один из водителей приглушил мотор лишь после того, как Денис Чишков вышел на проезжую часть и широко раскинул руки.

К третьей паре Павел в тот день опоздал. Он ещё помог девушке, поранившей ногу, подняться на скользкую дамбу. Первый его звонок был старосте группы Маше Колмогорцевой: попал в аварию, опаздываю. Вернулся домой, чтобы сменить мокрую одежду. Бабушка Валентина Васильевна (когда Любовь и Виктор Рогожины в поездке, она живёт «на два дома») заметила бледность внука. Тот рассказал об аварии маршрутки так, словно в дороге у автобуса спустило колесо.

Потом поехал на занятия. Студенты насели на однокурсника – рассказывай подробно. Чем нельзя волновать родных, можно рассказать друзьям. А потом, когда в течение двух дней по всему городу разыскивали героя, спасшего пассажиров, наседали: «Паша, тебя ищут, объявись». Но он продолжал оставаться в тени и твердил: «Не люблю я выделяться и обращать на себя внимание».

Скрыть историю вернувшимся на следующий день родителям Павел не смог. «Я в той маршрутке был», – коротко сказал он. Отошедшим после шока матери и отцу открыл все детали.
«Мы с Любой были буквально ошарашены этим известием. Ты же у нас герой, говорим. А он спокойно отвечает: людей надо было спасать – они в ступоре были и могли погибнуть», – рассказывает Виктор Николаевич.


В поезд за отцом и матерью

Семья Рогожиных – железнодорожная. Глава её уже 32 года работает начальником поезда. Указом Президента России награждён медалью «100 лет Транссибирской магистрали». Когда-то начинал слесарем на автоматно-механическом заводе, окончил техникум, уже и мастером вот-вот должны были назначить. Но сосед, поездной механик, стал звать на железную дорогу. Сманил. «На курсы электромехаников группа набрана, есть место в группе начальников поездов», – ответил ему тогда начальник Челябинского вагонного участка Юрий Девелюк. А Виктор и понятия не имел, что такое начальник поезда. Но учиться пошёл. «Первое время всё порывался уйти, – вспоминает он. – Коллектив – проводники. А я не привык женщинами командовать. Но переломил себя. Разные у меня были поезда и разные направления. И вот уж скоро четверть века, как езжу на фирменном «Южном Урале».

У Любови Александровны привязанность к железной дороге тоже пришла не сразу. Окончила металлургический техникум, в который поступила за компанию с сестрой. «Какой из меня металлург, там печи такие огромные, а я такая маленькая», – задорно смеётся она. А тут объявление по радио о наборе на курсы проводников на Южно-Уральскую дорогу. Крепко подумала, но пошла. Красивую, старательную девушку направили на фирменный «Южный Урал». 24 года ездит она по маршруту Челябинск – Москва. «Втянулась в эту работу и благодарна дороге. Столько людей интересных встретила, и мужа здесь нашла. Конечно, не просто вместе работать: он начальник поезда, ты – проводник. Виктор Николаевич строгий, особенно ко мне, может и «по шапке» дать, если что не так. Но друг от друга не устаём. Он молчун и начальник. Я – щебетунья и исполнитель», – снова смеётся Любовь.

Павел Рогожин, так же как и отец, хочет стать начальником поезда. Когда был маленький, родители изредка брали его с собой в поездки. Челябинский институт путей сообщения тоже посоветовали они. Павел поступил на отделение технической эксплуатации, обслуживания и ремонта вагонов. Но случилось непредвиденное, его сбила машина, и парень надолго оказался в больнице. Намеченную программу пришлось перестраивать и идти по той же специальности в лицей, а потом заново поступать в институт. Сейчас у него четвёртый курс, последний. Преддипломную практику прошёл в грузовом парке.
«Павел – глубоко порядочный человек. Таким его воспитали родители. Он немногословен, не боится грязной работы, не откажет в просьбе. Он из тех, кто всего добивается через большой труд», – говорит куратор группы, в которой учится Рогожин, Нелли Шмонькина.
«Я был поражён поступком Павла, настоящим мужским и правильным, и горжусь, что у меня есть такой друг», – делится однокурсник Сергей Яковлев.

Через неделю у Павла начнётся экзаменационная сессия, после которой он будет готовить дипломную работу.

В понедельник он возвращается домой из Москвы. Его с нетерпением ждут родители, сокурсники и любимая собака – боксёр Жульен. Преданный пёс потихоньку скулит и посматривает на дверь.

Евгения Мусихина,
соб. корр. «Гудка»
Челябинск

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30