26 октября 2021 00:10

От трудовой доблести

Заслуги Виктора Ефимовича Бирюкова в развитии отрасли оценены на высшем уровне

Легендарному железнодорожнику, ветерану Великой Отечественной войны Виктору Ефимовичу Бирюкову 24 марта этого года исполнилось 100 лет – 70 из них он посвятил железнодорожному транспорту, пройдя путь от кочегара паровоза до заместителя председателя Госплана СССР. За эти годы он заработал множество наград: ордена Ленина, Октябрьской Революции, Трудового Красного Знамени, «Знак Почёта», Отечественной войны II степени и другие. Теперь в их списке прибавилась ещё одна – медаль «За развитие железных дорог».


Вручить корифею почётную награду
Владимир Якунин приехал лично


В биографии Виктора Ефимовича
много славных страниц


Ветеран надеется, что правнуки смогут
сохранить железнодорожную династию

На одном из селекторных совещаний президент ОАО «РЖД» Владимир Якунин пообещал, что навестит ветерана у него дома и лично вручит ему высокую государственную награду. Документы согласованы, так что теперь самое время выполнить обещание. В дом к почётному ветерану начинают прибывать гости.

В квартире уютно, на полках расставлены фотографии разных лет, картины и подарки, напоминающие о трудовых подвигах. На одном из фото запечатлена первомайская колонна города Брянска, которую возглавлял начальник Брянского отделения Московской дороги Виктор Бирюков, с другого на нас смотрит добрыми глазами его спутница жизни – Ирина Георгиевна, с которой они прожили вместе 60 лет.

Поддержать Виктора Ефимовича приехали двое его сыновей, Юрий и Александр. «Первая папина награда – это медаль «За трудовую доблесть», присвоенная ещё до войны. Потом была эвакуация Калужского депо в августе 1942 года, после того как немцев отогнали от столицы. Был он и участником битвы под Москвой, за что получил орден Ленина, который в те времена был высшим», – пересматривая папины награды рассказывает Юрий. Выражение его лица становится более серьёзным – каково приходилось семье героя в те времена? Виктор Ефимович работал почти круглосуточно: большинство совещаний проходили ночью. «Мне тогда было лет шесть, мы жили в Брянске, и я отлично помню, как папа приходил домой утром», – вспоминает Юрий.

Любовь к железным дорогам Вите Бирюкову привил отец – машинист Куйбышевской магистрали. Город Рузаевка, где тогда жила семья, был крупным железнодорожным узлом, а отец иногда брал сына с собой в поездку до Пензы, рассказывал, как вести паровоз, и даже давал подержаться за реверс. «Это был просто восторг, – вспоминает Виктор Ефимович. – Мне казалось, что мчится не поезд, а это я лечу!» Старший из шести детей в семье выбрал для себя техникум путей сообщения, работал кочегаром, помощником машиниста. В 1931 году

Виктор Ефимович окончил техникум и работал монтёром по ремонту паровозов в депо Конотоп. Отслужил в Железнодорожных войсках, потом учился в Московской Академии железнодорожного транспорта имени Сталина, но перед самой войной её закрыли, и нужно было трудоустраиваться. «Слушай, тебе поручение от товарища Кагановича: поезжай-ка начальником паровозного депо в Малоярославец. Предприятие ответственное, на главном ходу. Но надо, чтобы оно реально заработало. Каганович так и сказал: «Найди парня, который мог бы выправить там положение». Я порекомендовал тебя...» – выручил начальник Московской дороги Васильев.

Свежеиспечённого начальника депо вызвали в Народный комиссариат путей сообщения.
– Сколько же вам лет, молодой человек? – поинтересовался Лазарь Каганович.
– Недавно исполнилось 24.
– Мда-а, – задумчиво произнёс он. – Вот вам мой телефон, если что – звоните.

В ту пору Виктор Бирюков оказался самым молодым руководителем в отрасли – в феврале 1941 года он приступил к исполнению своих обязанностей. Тогда, казалось, море по колено и всё по плечу, да и отца, железнодорожника Ефима Петровича Бирюкова, тоже не мог подвести.

В конце 1970-х годов Бирюков стал заместителем руководителя Госплана СССР, и вся транспортная система оказалась в его ведении. Он помнил, что сказал ему министр путей сообщения СССР Борис Бещев, когда он уходил в Госплан: «Мы дали согласие на ваш перевод в Госплан из расчёта, что нам нужен там свой человек, знающий железнодорожный транспорт, а главное – радеющий за него душой!»
«И он полностью оправдал его доверие», – позже скажет уже другой министр путей сообщения СССР Николай Конарев. И добавит: «...Такими важнейшими качествами, как высокий профессионализм, глубочайшее знание предмета своего труда, деловитость, умение работать с людьми, порядочность. Ко всему этому нужно добавить завидную эрудицию, скромность и честность, в каком бы служебном ранге он ни был. Мне не раз помогали его поддержка и глубина знаний решать самые сложные вопросы отрасли».

«Гудок» уже неоднократно рассказывал о жизненном пути Виктора Ефимовича – биография заслуженного ветерана давно стала учебником мастерства и профессионализма для новых поколений железнодорожников.

Сын Виктора Ефимовича Юрий, выбирая профессиональный путь, рассуждал так же, как когда-то его отец. После школы Юрий подавал документы в Московский институт железнодорожного транспорта, но не прошёл по состоянию здоровья. Не желая мириться с такой несправедливостью, направил свои силы в медицину и добился успеха на этом поприще. «Не думаю, что я сильно отстал от своего известного отца – у меня больше 50 лет хирургической практики, я заслуженный деятель науки, лауреат Госпремии. И пять лет я проработал хирургом в Перовской больнице Московской дороги. Есть у меня и транспортная награда – «Почётный работник морского флота СССР» за оперативные действия в спасении моряка с острова Цейлон».

Второй сын, Александр, тоже не железнодорожник – дипломат, но Виктор Ефимович всё же надеется, что кто-нибудь из внуков или правнуков посвятит себя профессии.

В комнату заходят Владимир Якунин, вице-президент ОАО «РЖД» Дмитрий Шаханов и начальник МЖД Владимир Молдавер. Виктор Ефимович поднимается и пожимает им руки. «У нас тут и стол шикарный, и дамы, и высокие лица, – улыбается ветеран. – Какую я жизнь прожил: 100 лет – не простое дело. И трагедии, и возвышения пережил, всё в жизни было. Но самое важное, что у меня есть такие друзья!»

Дмитрий Шаханов отмечает, что жизненная стойкость Виктора Ефимовича уникальна. «Он единственный. Это не просто руководитель, прошедший все ступени работы, – настоящий заслуженный железнодорожник», – говорит он, подчёркивая, насколько важным для компании является сохранение преемственности поколений. «Именно ветераны берегут традиции надёжности, чувства локтя, традиции порядочности, которые существуют на железной дороге. Не зря вернулось обращение к коллективу – «товарищи». Эффективно могут работать только сотрудники, которых связывают порядочные товарищеские отношения. Поэтому мы стараемся делать всё возможное в вопросах, касающихся наших ветеранов», – говорит Дмитрий Шаханов.

Но вот и долгожданный момент – Владимир Якунин торжественно, в окружении самых дорогих и близких Виктору Ефимовичу людей вручил ему высокую награду президента страны «За развитие железных дорог» и юбилейный наградной знак к 175-летию российских железных дорог.

Ну а дальше, как водится, общение продолжилось в неформальной обстановке. Ветеран и сейчас, в свои 100 лет, хочет знать всё, что происходит в отрасли. Владимир Якунин рассказывает о последних событиях из жизни компании, а Виктор Ефимович в ответ желает удачи в дальнейшем развитии транспортной отрасли.

Наталья Савельева

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31