29 января 2022 12:59

Крепкой памяти люди

В Буинске (Татария) читателям представлена новая, уже вторая книга бывшего начальника местной дистанции пути почётного железнодорожника Ильгиза Нигматуллина «Дорога к Победе».

На протяжении нескольких лет ветеран собирал архивные документы, свидетельства, воспоминания, фотографии, связанные со строительством Волжской рокады. Теперь они увидели свет. Свою благодарность за изыскания путейцу выразили земляки: ему присвоено звание почётного гражданина Буинского района.

А в краеведческом музее открылась новая экспозиция также на основе документов, собранных Ильгизом Нигматуллиным. «Многие редкие фотографии, книги мы получили от Ильгиза Файзеровича, – пояснила научный сотрудник музея Мадина Шагиахметова. – Он сумел ответить нам на многие вопросы из истории боёв за Сталинград, и это помогает вести экскурсии. В зале мы собрали небольшой фрагмент пути, показали инструменты, которыми его строили. Бесценные подарки нам привезли из Казани, из технического лицея № 26. Его учащиеся под руководством преподавателя Дмитрия Отчика сделали макеты паровозов и вагонов, станции, рельефную карту Волжской рокады».

Семафор, рельсы, ведущие на подъём, путеизмерительный шаблон – понятные железнодорожные символы – стали на станции Буа в городе Буинске памятником победе под Сталинградом.

В начале Сталинградской битвы, в конце лета 1942 года, враг перерезал все железные дороги, которые вели к городу. Однако в первых числах декабря была открыта Волжская рокада – магистраль от Свияжска через Ульяновск, Сызрань и Саратов, по которой в осаждённый Сталинград пошли поезда с подкреплением, военными грузами и продовольствием. Линия более чем в тысячу километров была проложена за считаные месяцы. И мемориал в Буинске – напоминание о героическом труде 31,5 тыс. строителей Северного участка рокады Свияжск – Ульяновск. Первыми положили цветы к памятнику четыре оставшихся в живых строителя участка: бывший путеец Любовь Егорова, бывшие колхозницы Аминя и Зинура Хайруллины, Фатыма Хатямова.
«Мы одними своими руками возводили дамбу к югу от Буинска у реки Карлы, – рассказала «Гудку» Аминя Хайруллина. – Было холодно, шли дожди. Работали лопатами, укладывали доски и по ним катили вверх тачки с землёй, потом трамбовали насыпь и обкладывали её дёрном. Откуда только брались силы?..»

К памятной дате в Буинске приурочили и открытие 25-метрового тоннеля для автотранспорта под железнодорожной линией. Это позволило ликвидировать переезд на одной из центральных магистралей города – улице Вахитова.

Николай Морохин
Фото автора

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31