25 октября 2021 14:16

С корабля на бал

Кто ещё поможет рабочим, как не профком, считает Виктор Сыч

Председатель профсоюзного комитета Калининградской дистанции пути Виктор Сыч на предприятии знает всех в лицо. И кажется, что к каждому у него есть дело – одного о чём-то спросит, другого попросит. Приятно видеть, как он разговаривает с людьми – деловито, строго и в то же время приветливо. На лицах его собеседников в ходе разговора то и дело появляется благодарная улыбка.

Виктор Ярославович (слева) сам монтёром работал, знает, что путейцу нужно
– Моя задача – сделать так, чтобы людям было хорошо – вот так с порога начинает он нашу беседу. И тут же, завидев идущего мимо рабочего, напоминает ему: «Ты мне квитанцию-то из спортзала принеси, а то компенсацию не насчитают вовремя».

До прихода на железную дорогу он успел весь свет повидать – несколько лет выходил в море на рыболовных судах. Такие страны, как Индия, Сингапур, Италия, Вьетнам, Куба, с тех пор для него не безликие названия на карте мира, а места, с которыми связана масса впечатлений и воспоминаний. Иногда рассказывает внучке Насте, как рыбку ловил неводом в три километра длиной и четыреста метров шириной. Интереснее всякой сказки.

Море и привело его в своё время в Калининград. После армии приехал в этот город с Украины наниматься на судно матросом. Несколько лет спустя ему предлагали пойти в мореходку учиться на боцмана или штурмана, но он решил, что надо возвращаться на сушу и начинать осёдлую жизнь. Время было беспокойное – начало перестройки, очень хотелось хоть в чём-то стабильности.

И, вернувшись из очередного плавания, Виктор Сыч пошёл в отдел кадров дистанции пути Калининградской железной дороги. Почему именно туда? Потому что после школы успел окончить железнодорожное училище, получив специальность бригадира по ремонту пути. Устроился вначале слесарем по ремонту мостовых сооружений, потом стал бригадиром, мастером участка, а затем и заместителем начальника дистанции по кадрам. Окончил заочно МИИТ, получив инженерный диплом. А два с половиной года назад трудовой коллектив выбрал его председателем профкома.

Да и кому, как не ему, было занять эту должность? Люди и до этого шли к нему за поддержкой и помощью, зная его справедливость и настойчивость. Если доброе дело отстоять нужно – всегда своего добьётся. Так, несколько лет он искал возможность сделать ремонт в табельной у путейцев. И вот теперь они встречают нас в просторном и тёплом помещении.
– Вам стульев не надо ещё, а то привезу? – первым делом интересуется Виктор Ярославович, поздоровавшись с рабочими.
– Спасибо, хватает! Нам некогда рассиживаться, – смеются они.
– Да, у нас хорошо теперь, – говорит монтёр пути Владимир Аверьянов и вспоминает недавнее прошлое. – А вот раньше... Чтобы воду набрать, приходилось подвешивать к трубе под потолком бак. За ночь он набирался, а днём вода почти совсем не шла. Ну и теснота была, пол деревянный. Из-под пола к нам усатые «гости» иногда приходили. Что и говорить, очень нужен был ремонт.
– Вот холодно стало, и снова достали, – демонстрируют путейцы блестящие термосы. – Это нам профком подарил на 23 февраля – каждому по термосу. Горячий чай теперь с собой на линию берём. Виктор Ярославович сам монтёром работал, знает, что путейцу нужно.

В трудовом коллективе почти все – члены профсоюза. Из 542 работников дистанции только четверо пока не оформили своё членство. Но и они, уверен председатель профкома, вступят. Он приложит для этого все усилия.
– Профком о них реально заботится, а если человек не в профсоюзе, то чем я его поддержу и помогу? – объясняет свою позицию профсоюзный лидер. – Мы и материальную помощь выписываем, даём путёвки в санатории и детские лагеря, компенсацию за уголь и занятия спортом. Многие живут в посёлках с печным или котловым отоплением, на зиму закупают две-три тонны угля, и половину стоимости нормы топлива им оплачивает предприятие. Вот в начале разговора, помните, я сказал одному работнику про квитанцию из спортзала? У нас многие путейцы занимаются в городских спортивных комплексах, потом приносят нам оплаченный чек, и мы компенсируем сумму в 1200 рублей. Люди плавают, на тренажёрах занимаются – это же прекрасно, и надо поддерживать тех, кто заботится о своём здоровье!

Главная черта Виктора Сыча – стремление к справедливости. За дело может и поругать. Увидел, к примеру, что у путейца сапоги почти прохудились, сразу зовёт мастера или бригадира, спрашивает, в чём причина, почему монтёр так ходит? Разве не был составлен акт списания, не выдали новую спецодежду? При этом иногда выясняется, что новые сапоги у рабочего в шкафу стоят. «Уж больно жалко их в такую слякоть надевать», – объясняет он.
– Вот такой у нас менталитет бережливый, – разводит руками председатель профкома. – Обувь жалеют, а себя не жалко. А ведь так и заболеть недолго. Не скажу, что сейчас спецодежда идеальная выдаётся – претензии к её качеству есть. Рабочие жалуются, что раньше в сапогах хоть в воду, хоть в мороз, и ничего им не делалось, а теперь сразу расклеиваются. Но сегодня менять их вовремя есть возможность.

Отдельная забота профкома – пенсионеры. В дистанции их 215 человек. Трое из них – участники Великой Отечественной войны. Когда Виктор Сыч возглавил профком, их было семнадцать. Уходят ветераны, и важно, чтобы они знали, что не забыты ни они, ни их подвиги.

На 9 Мая и в другие праздники он приезжает к каждому пенсионеру с поздравлениями и подарками. В этом году пришлось даже немного передвинуть отпуск, чтобы в День пожилого человека быть в городе, навестить тех, кто его ждал. Старым людям нужно внимание, многие готовятся не столько к празднику, сколько к визиту представителей родного предприятия.
– Мы об этих людях просто не имеем права забывать. Есть у нас ветераны 1918-го, 1924-го и 1926 года рождения. Так, например, Виктор Васильевич Морякин участвовал в штурме Кёнигсберга. У Лидии Алексеевны Капелько – 33 года трудового стажа, – рассказывает Виктор Ярославович. – Сейчас она уже совсем слепая стала. Но своим домашним всегда говорит: «Уберитесь к празднику – из дистанции придут». Сама встречать выйдет, руку жмёт, радуется, и слёзы текут. Ничего, говорит, мне не надо, только приходите, не забывайте! И сколько я буду работать и жить, всегда буду навещать их всех. Мало где сегодня так заботятся о своих пенсионерах, как на железной дороге. На многих предприятиях сразу забывают о человеке, как он на пенсию выйдет. Это неправильно. Я так рад, что работаю в компании, где такое просто немыслимо.

Есть у него правило и относительно новичков – с каждым поступившим в дистанцию он встречается в первый же рабочий день и рассказывает о коллективном договоре, о правах и обязанностях работника. Люди удивляются: сколько льгот и возможностей даёт им предприятие. Сегодня зачастую работники уже ничего не ждут. Недавно один молодой парень сказал Виктору Ярославовичу: «Я как будто в другое государство попал!» Мы-де ребёнка в садик не можем устроить, приходим в детское учреждение, а нам на бумажке пишут «50», а то «70» – это столько тысяч надо отдать, чтобы дали место. А вы говорите: «Пиши заявление и завтра веди ребёнка в детский сад!»

Удивительно, как он всё успевает! Наверное, это удаётся потому, что душу в дело вкладывает. А душа у этого человека добрая, отзывчивая. Вспоминает со смехом, как, будучи ещё начальником отдела кадров, пришёл в воскресенье цветы сажать перед конторой. Его увидел тогда начальник дороги и удивился. Сказал потом начальнику дистанции: «Смотрю, твой кадровик цветы сажает в свой выходной!» А тот ему ответил: «Ну на то он и кадровик – делает всё, чтобы людям лучше работалось». Красота, она ведь тоже влияет на производительность труда.

Забот у председателя профкома каждый день хватает.
– Эх, надо ещё Доску почёта заменить, – говорит он. – Хочу её побольше сделать, чтобы лучших тружеников все видели. Но это в моих ближайших планах. А завтра на соревнования по настольному теннису едем. Спорт у нас в дистанции вообще в почёте. Кубков за призовые места накопилось несколько десятков – оформил стенд для них в коридоре предприятия, чтобы люди любовались и гордились.

А вот своей наградой он не хвалится. О ней мне рассказал Леонид Васильевич Жуков, председатель дорожной организации профсоюза:
– По итогам прошлого года Виктор Ярославович признан лучшим председателем профкома на Калининградской железной дороге. Он хорошо знает людей, прекрасный организатор. Какие главные качества должны быть у профсоюзного лидера? Он должен уметь найти общий язык с каждым, быть справедливым и нетерпимым к недостаткам. Сыч как раз такой человек. И поэтому в дистанции его ценят.

Мы выходим с Виктором Ярославовичем из здания дистанции пути, он поднимает голову и засматривается на макушки пушистых ёлок у входа.
– А ведь у меня есть фотографии, где эти ёлочки вот такие маленькие, – показывает он ладонью на уровне колена. – Да, уже двадцать шесть лет я здесь работаю. Годы эти как один день прошли.

Наталья Цыплева,
спец. корр. «Гудка»
Калининград – Москва
Фото автора

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31