13 апреля 2021 18:56

Шагнувшие в небо

Знаменитый Умберто Нобиле был железнодорожником

В обращении Осоавиахима «Ко всем рабочим, колхозникам и трудящимся СССР, ко всем организациям и членам Осоавиахима!», вышедшем 4 апреля 1931 года, говорилось, что «рабочие московских заводов «Серп и молот», «Каучук», «Динамо»,  им. Ильича  и других «бросили лозунг построить эскадру дирижаблей».

Принято решение о создании эскадры имени Ленина в составе дирижаблей: «Ленин», «Сталин», «Старый большевик», «Правда», «Клим Ворошилов», «Осоавиахим» и «Колхозник».

Предлагалось развернуть соревнование по сбору средств среди всех слоёв населения под лозунгом претворения в жизнь слов Ленина: «У нас будут свои дирижабли!»

К 1932 году было собрано 25 млн руб. – колоссальная по тем временам сумма. Деньги передали «Дирижаблестрою», возглавившему реализацию воздухоплавательной программы страны.

В СССР был приглашён известный итальянский конструктор Умберто Нобиле, покоритель Северного полюса. Мало кто знает, что знаменитый воздухоплаватель начинал свою трудовую карьеру железнодорожником, но потом тяга в небо пересилила земное притяжение. В мае 1932 года он прибыл в подмосковный городок Долгопрудньй, где разместился «Дирижаблестрой», вместе с группой конструкторов и рабочих. В результате совместных разработок были построены первые советские полужёсткие дирижабли В-5 объёмом 2340 куб. м и В-6 объёмом 19000 куб. м.

Тогда же были получены из Ленинграда три летательных аппарата мягкого типа: СССР В-1, СССР В-2 («Смольный») и СССР В-3 («Красная звезда»). Они предназначались для учебно-агитационных полётов и испытаний по применению в народном хозяйстве. 7 ноября 1932 года над Красной площадью прошли четыре первых советских дирижабля: В-1, В-2, В-3 и В-4. Вчерашняя крестьянская страна, ещё десять лет назад лежавшая в разрухе и голоде, шагнула в небо. Ещё живы те, кто видел тот парад своими глазами.

А 27 апреля 1933-го и дирижабль В-5 совершил свой первый полёт продолжительностью 1 час 15 минут. За год этот аппарат поднимался в воздух более 100 раз.

Дирижабль СССР В-6 («Осоавиахим») был создан на основе конструкции итальянского дирижабля N-4. Первый полёт его состоялся 5 ноября 1934 года под командованием Нобиле. Одновременно с этим воздушным судном строился дирижабль СССР В-7 («Челюскинец»). Но он, вопреки домыслам, никогда не поднимался в воздух. Лётные испытания, назначенные на 16 августа 1934 года, были отложены накануне из-за плохой погоды. Вечером того же дня эллинг, в котором он находился, сгорел. В огне погибли также находившиеся в разобранном виде дирижабли В-4 и В-5. По официальной версии, причиной пожара явилась молния. В надежде на русский авось ангары не оборудовали громоотводами.

В 1937 году был создан дирижабль СССР В-10 мягкого типа. Он предназначался для обучения и тренировки экипажей дирижаблей. Его судьба была тоже трагической – в воскресенье 6 августа 1938 года из Ленинграда в Долгопрудный прилетел СССР В-8. Ему требовалось техническое обслуживание в эллинге. Чтобы освободить место, СССР В-10 отправили в тренировочный полёт. Был жаркий день, водород нагрелся на солнце и увеличился в объёме. Стравливать его должны были выпускные клапаны, но на земле с них не сняли заглушки.

На высоте 1200 м оболочка дирижабля лопнула, и он начал терять высоту. Командир корабля Евгений Оппман остановил двигатели, приказал сбросить балласт. Это не помогло. Помощник командира Михаил Василевский и старший бортмеханик Иосиф Жеглов выпрыгнули с парашютами, но те не успели раскрыться – не хватило высоты.

СССР В-10 упал в районе Бескудникова. Весь экипаж погиб и был похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.

Авиация остановила дирижаблестроение – программа была свёрнута. Но мечта не погибла, и сегодня всё чаще раздаются голоса о возврате к этой отрасли воздухоплавания, тем более что современные конструкции дирижаблей практически безопасны. Есть сферы, где они незаменимы, – например, аэрофотосъёмка или доставка грузов в отдалённые районы, где нет дорог. Да и по сравнению с движением в московских пробках тихоходный дирижабль – просто комета.

Умберто Нобиле прожил долгую жизнь, имел высшие награды нескольких государств. Но главное – он жил в небе, находясь на Земле.

Игорь Воеводин

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30