21 апреля 2021 07:59

Душа не стареет

Бывший снайпер навсегда связал свою жизнь с железной дорогой

В редакцию приходит много писем с просьбами рассказать о хорошем человеке. Пишут о проводниках, начальниках поездов, работниках вокзалов. Рассказывают и о ветеранах войны, напоминая нам о том, что о них нельзя забывать, ведь они проливали кровь за нашу страну и нашу Победу. Одно из них пришло с далёкой станции Мысовая на Восточно-Сибирской железной дороге.

Николай Акимович Колесников (в центре) на торжественном собрании
У нас живёт человек с очень интересной судьбой. Все его здесь знают. И в нашем краеведческом музее хранятся о нём материалы.

Зовут его Николай Акимович Колесников. Его отец в Первую мировую войну был удостоен за храбрость двух Георгиевских крестов. Во время революции Колесниковы переехали в Сибирь. К началу Великой Отечественной войны их младший сын Николай только окончил семилетку, на фронт его не взяли по «малолетству». И он поступил в железнодорожный техникум, но проучился всего один семестр. В мае 42-го его призвали на военную службу и отправили в школу снайперов.
– Потом мы охраняли небо Москвы в районе Домодедово, – вспоминает ветеран. А осенью 1943 года наш полк перебросили на Ленинградский фронт. Бои были настолько жаркими, что он потерял больше половины личного состава всего за несколько месяцев. Всех, кто выжил, распределили по другим воинским подразделениям. Так я оказался в 524-м зенитно-артиллерийском полку, стал командиром 37-миллиметрового орудия.

Артиллерия защищала важнейшие объекты и исторические места города на Неве: Зимний дворец, Марсово поле, Монетный двор, Казанский собор.

Но больше всего ему запомнилась охрана неба над аэродромом, откуда «ночные ведьмы» уходили в бой.
– Мне посчастливилось видеться и беседовать со знаменитой лётчицей Валентиной Гризодубовой, – Николай Акимович улыбнулся, – красивая была девушка….

Но не только лётчицы били фашистов. Его расчёт тоже отличился – подбил немецкий «юнкерс-88». Николай Колесников получил тогда медаль «За боевые заслуги».

Помнит он и праздничный салют в честь снятия вражеской блокады 27 января 1944 года!

Ему предлагали остаться в Ленинграде на оружейном заводе. Он отказался – хотел со своим полком дойти до Берлина! Но дошёл только до Нарвы. В апреле 1945-го был получен приказ о передислокации 524-го артиллерийского полка на Восток, на войну с Японией.

В воздухе пахло уже весной и долгожданной победой. Под стук колёс военного эшелона ему думалось о доме. А тут 8 мая 1945 года поезд остановился в Слюдянке, а оттуда всего несколько часов ходу до родной Мысовой!
– Я во время остановки позвонил в Мысовую, чтобы сообщить родителям, что буду проездом, – рассказывает Николай Акимович. – И тут меня что-то надоумило обратиться к командиру и попросить разрешить свидеться с родными. Он дал мне краткий отпуск и двух бойцов в сопровождение с условием, что мы через трое суток нагоним свой полк на перекладных.

Приезжаем в Мысовую, а там всеобщее ликование: Победа! Фашистская Германия капитулировала. А тут мы заявляемся в военной форме – прямо с передовой. Это было для нас всех как неожиданный подарок. В железнодорожном клубе идёт торжественный митинг, народу полный зал – и все нас обнимают и целуют! Кто-то смеётся, кто-то плачет. У кого-то ведь отцы и сыновья ещё не вернулись с фронта, а в какие-то семьи уже пришли похоронки. В общем праздник со слезами на глазах. Тут же в клубе расставили столы, накрыли их, принесли деревенской снеди, достали самогонку и гуляли до ночи. Вот так я и встретил Победу в родном краю…

Через трое суток бойцы, выполняя приказ командира, нагнали свой эшелон за Читой и вместе с ним прибыли на станцию Амурская, в район дислокации Амурской флотилии. А там вскоре и Япония капитулировала. Война кончилась.

Но демобилизовали Николая только в мае 1948 года. И бывший снайпер-артиллерист решил связать свою жизнь с железной дорогой: вместе с тремя друзьями поступил в Иркутскую трёхгодичную школу машинистов паровозов. И успешно её окончил.

А потом поспешил на родную Мысовую – там ждала молодого парня невеста Агафья. Женился, построил дом, родилась дочка Люба…
– В 50-е годы у нас в депо появились мощные паровозы серии Л, которые звали «Лебедянкой», – рассказывает Николай Акимович. – На них-то мне и пришлось поработать. А начинал я с экипировки паровозов, ездил на «компашке», был знаком и с американской техникой, поступившей в нашу страну по ленд-лизу. Мы обслуживали участок железной дороги от Слюдянки до Улан-Удэ. В Восточной Сибири было много новостроек – строили Селенгинский целлюлозно-картонный комбинат, Татауровский комбинат строительных материалов, поэтому грузов было много. Возили на стройки цемент, песчано-гравийные смеси, металл, трубы и т.д.

Техника на магистрали обновлялась, паровозная тяга уходила в прошлое, и в 1972 году, проучившись девять месяцев в Иркутске, Николай получил право управлять тепловозом. На этой машине и проработал до самой пенсии. Родное депо, коллектив не забывает.

Машинист, бывший фронтовик всегда был человеком с активной жизненной позицией, поэтому постоянно занимался общественной работой: его не раз избирали членом партийного бюро депо станции Мысовая и редактором стенгазеты. В коллективе ещё помнят, каким он был честным и бескомпромиссным членом комитета народного контроля и какие приходилось ему выдерживать схватки с людьми, которые стремились с «чёрного хода» поживиться каким-нибудь дефицитным товаром. Теперь всё это многими воспринимается как далёкое прошлое. Но главное – ведь и тогда были люди, которые жили по совести сами и заставляли это делать других.

Николай Акимович не молод. Ему уже под 90 лет. Но он не стареет душой. Встречи со школьниками, мероприятия городского и районного масштаба всегда проходят с его участием. Удивительно, но в его солидном возрасте ему и сегодня до всего есть дело: будь то дела государственные или городские проблемы. Вот с кого надо брать пример молодёжи!

Марина Мелешевич
ст. Мысовая
Иркутская обл.

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30