21 апреля 2021 08:55

Входной контрольный

В процессе подготовки отчисляют каждого десятого курсанта

В дорожном учебном центре Куйбышевской магистрали проанализировали уровень знаний приходящих к ним курсантов и выпускников. Выяснилось, что тем, кто при поступлении с трудом сдавал экзамены, потом учёба даётся плохо. Для решения проблемы необходимо развивать институт наставничества и увеличить количество часов практических занятий.

Самые передовые методы обучения не принесут результата, если учащийся не готов воспринимать новую информацию
Подготовка локомотивных бригад, внедрение новых технологий и методик обучения и повышения квалификации машинистов остаются актуальными, так как связаны с повышением безопасности движения и ростом объёмов перевозок. Как рассказала начальник дорожного учебного центра (ДУЦ) Ольга Рязанова, к кандидатам на получение права управления локомотивом предъявляются особые требования. При этом многое зависит от организации технической учёбы непосредственно в локомотивных депо. Как показывает практика, не всегда кандидаты в машинисты или помощники обладают достаточным уровнем технических знаний.

О том, как решать эту проблему, говорилось на «круглом столе» газеты «Гудок» в Самаре.
«Мы провели анализ подготовки локомотивных бригад в текущем году и определили, что на конечный результат обучения оказывает влияние начальный, базовый уровень работников депо», – отметила Ольга Рязанова.

Для оценки уровня начальных знаний, который формируется на технических занятиях и в период производственного обучения на предприятии, в ДУЦе разработали систему входного контроля. Каждый поступивший на обучение, как на курсы подготовки, так и повышения квалификации, проходит тестирование на знание основных инструкций, предметов управления, устройства и обслуживания локомотива, охраны труда. «У нас сформирован единый тест входного, промежуточного и выходного контроля по основным предметам. Вопросы теста согласованы с руководством Дирекции тяги и эксплуатационных локомотивных депо», – пояснила Ольга Рязанова.

Анализ входного контроля, по её словам, показал, что уровень действующих помощников машинистов некоторых депо находится на низком уровне. «Например, по депо Рузаевка – 15 работников не смогли сдать выпускные экзамены. Стали выяснять, в чём причина. Оказалось, из этих 15 работников большинство при входном контроле имели неудовлетворительные оценки по основным предметам – устройство и ремонт электровозов, инструкции и правила технической эксплуатации и автотормоза. Эти учащиеся тяжело усваивают новый материал, не имея для этого первичных знаний. В процессе обучения они в основной массе отчисляются по неуспеваемости либо не сдают квалификационный экзамен», – рассказала Ольга Рязанова.

По мнению начальника ДУЦ, систему универсальных, единых тестов входного контроля необходимо распространить на всю сеть и на все учебные центры. По результатам тестирования работодатель сможет оценить возможности кандидата и принять правильное решение: направлять его на обучение или нет.

Уже сегодня ДУЦ пытается преодолеть ситуацию. В учебном центре ежемесячно собирается и работает цикловая комиссия локомотивного комплекса. В работе комиссий принимают участие представители дорожного учебного центра, депо и Дирекции тяги. Обсуждаются наиболее острые вопросы подготовки бригад, учебные и методические разработки. При этом все разработанные и утверждённые материалы методичек деповчане могут использовать в своей работе при проведении технической учёбы. Кроме того, информация о передовых методических разработках размещена на сайте ДУЦ, и любой руководитель депо может воспользоваться уже готовым решением.

И ряд депо пользуется. «Мы разработали методику подбора кандидатов на права управления локомотивом, учитывающую особенности каждого конкретного работника. Кандидатуры рассматриваются в комиссии начальника депо с учётом характеристики машиниста-инструктора прикреплённой колонны. Кроме того, в депо определили порядок кураторства зам-начальника депо по эксплуатации за работниками, направленными на производственную практику. За каждым учеником закреплён наиболее опытный машинист», – сообщил начальник эксплуатационного локомотивного депо Кинель Виктор Броварец.

По уровню подготовки локомотивщиков депо Кинель есть куда расти. Лишь три депо Куйбышевской дирекции тяги – Октябрьск, Самара и Ульяновск – за последнее время не имеют отчисленных во время обучения. Как рассказал начальник эксплуатационного локомотивного депо Самара Дмитрий Горбонос, в них отработан механизм закрепления за курсантами одного из руководителей предприятия, создан обязательный институт наставничества из наиболее опытных машинистов, особое внимание уделяется техническим знаниям, в том числе по ремонтному блоку.

Согласен с ним начальник локомотивного депо Октябрьск Алексей Павлычев: качественный отбор кандидатов на обучение в ДУЦ экономит средства и время. Ведь если ещё недавно в депо наблюдался избыток машинистов, то сегодня наоборот – укомплектованных локомотивных бригад не хватает.

В условиях разделения локомотивного комплекса на эксплуатационный и ремонтный возникла проблема знания локомотивщиками ремонтной части. Особенности устройства и конструкции электровоза и тепловоза машинисты и помощники осваивают на практических занятиях в соседних ремонтных депо. Но такая возможность есть не у всех. Например, в депо Октябрьск ремонтного депо нет, а, следовательно, отсутствует возможность получить слесарную практику. «Мы приняли решение после теоретического курса направлять наших работников на производственное обучение в два ремонтных депо. Тепловозников – в Самару, а электровозников – в Кинель. Локомотивные бригады будут знать ремонтный блок, принцип работы машины и смогут оперативно устранять неисправность в пути или принимать решение о затребовании вспомогательного локомотива, чтобы поезд не стоял на перегоне из-за элементарной поломки», – пояснил Алексей Павлычев.

По мнению начальника ремонтного локомотивного депо Самара Ярослава Ивахненко, обучение машинистов на базе депо взаимовыгодно. «Локомотивные бригады будут знать устройство локомотива, смогут пройти полный цикл обучения по специальности, а депо получит дополнительный трудовой ресурс», – пояснил он.

Дмитрий Попов,
соб. корр. «Гудка»
Самара

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30