25 октября 2021 13:57

Спасибо, что живой

Начальник поезда «Сибиряк» вернулся к работе после страшной трагедии



Материал стал победителем конкурса публикаций дорожных газет за октябрь в номинации «Лучший очерк»

Начальник поезда Эльдар Фарзалиев сроднился со своим «Сибиряком»
Жаркая июньская ночь. Пассажирский поезд № 212 Адлер – Новосибирск жёлтой стрелой летит по перегону Аша – Улу-Теляк. Вдоволь отдохнувшие на юге сибиряки делятся впечатлениями от отпуска, их детишки сладко спят. Новосибирцы особенно спешат домой – по приезде их ожидают празднества в честь Дня города.

Молодой начальник поезда Эльдар Фарзалиев ещё не спит. Он только что выполнил просьбу одного из пассажиров и теперь возвращается в штабной вагон. Вот он минует несколько вагонов, заходит в своё купе, раскладывает документы...

Вдруг – яркая вспышка и оглушительный грохот. Взрывной волной выбивает все окна, выносит двери, в салон врывается огонь и опаляет Эльдара. Все открытые участки тела – лицо, голова, руки – вмиг покрываются жуткими ожогами, а злой, нестерпимо горячий воздух обжигает лёгкие. Несмотря на опасность, травмы и шок, первое, что делает начальник поезда, – дёргает стоп-кран, но не слышит звука пневматического тормоза. Он ещё не знает, что поезд уже стоит, а часть вагонов просто слетела с пути, как спичечные коробки. Это те самые вагоны, в которых он был всего пару минут назад.

Вагон охвачен пожаром. К входным дверям из-за огня не пробраться, и Эльдар выпрыгивает в окно. Но убегать подальше от опасности и не помочь остальным выжившим не позволяет совесть. Вместе с другими неравнодушными мужчинами он помогает выбраться через окна пассажирам и проводникам, а потом и сам забегает в горящие вагоны в надежде хоть кого-то ещё спасти. В одном из них среди огня и обломков он обнаруживает плачущую девочку лет пяти. Увидев своего спасителя, девочка кидается ему на шею, вжимается мёртвой хваткой и не отпускает, даже когда они выбираются наружу. А освободиться от объятий малютки Фарзалиев не может – руки обожжены.


Озеро огненное

Лишь когда все, кому можно было помочь, оказались в безопасности, Эльдар оглядывается вокруг. Ужасающая картина предстаёт его глазам. От четырёх вагонов его поезда, сброшенных с рельсов, ничего, кроме колёсных пар, не осталось, остальные догорают на путях. Повсюду крики, стоны, плач, а многие уже замолчали навеки. Но больше всего поразило начальника поезда пылающее огненное озеро в низине неподалёку.

Прежде чем отправиться искать помощи, Фарзалиев решает вернуться в штабной вагон за документами. Ответственность для него превыше всего, даже собственной жизни. Однако сделать ему это не удаётся – руки совершенно отказываются работать.

Все, кто может идти самостоятельно, отправляются в путь, хотя и не совсем понимают, в какую сторону идти и кого искать. Местность, где произошла катастрофа, совершенно пустынная, и, чтобы добраться до ближайшего переезда, обожжённым людям пришлось прошагать пешком несколько километров. Наконец им удаётся остановить проезжавший мимо грузовик. Объяснив водителю, что произошло, пострадавшие уместились в кузов самосвала и доехали до ближайшей больницы.

Это было 4 июня 1989 года. На протянувшемся недалеко от Транссибирской магистрали трубопроводе Сибирь – Урал – Поволжье произошла утечка газа. В момент встречного прохождения двух пассажирских поездов Новосибирск – Адлер и Адлер – Новосибирск скопившийся газ сдетонировал. По некоторым оценкам, мощность взрыва была сопоставима с ядерным взрывом в Хиросиме. Крупнейшая в истории нашей страны железнодорожная катастрофа унесла жизни более чем полутысячи пассажиров и членов поездных и локомотивных бригад.


Похороненный заживо – снова в строю

Из 20 проводников пассажирского № 212 в живых остались только семь. У Эльдара Фарзалиева оказалось обожжено 25% тела. Первое время зеркало ему в больнице не показывали – сложно не пасть духом, увидев своё почерневшее, с потрескавшейся кожей лицо.
– Меня лечили даже английские врачи – весь мир тогда отозвался на нашу беду, – вспоминает Эльдар Мамедович. – Помогала и поддержка друзей – ко мне в больницу приезжали девчонки, с которыми мы когда-то вместе учились в новосибирском профучилище № 10.

Не раз Фарзалиева «хоронили заживо» – из-за неразберихи его имя попадало в список погибших.

Немало пассажиров и членов экипажа того злополучного поезда обязаны Эльдару Мамедовичу жизнью. Однако, вероятно, главный его подвиг состоит в том, что после всего этого ужаса он решился вернуться в профессию и, едва оправившись, снова стал работать в пассажирском поезде, хотя ему и предлагали более спокойные, «осёдлые» должности.
– Все уговаривали меня больше не ездить на поездах, намекали, мол, после такого ты не сможешь вновь стать начальником поезда, фобия и тому подобное, – говорит Фарзалиев. – Но на меня это произвело обратное действие: решил всем доказать, что не побоюсь, смогу.
И доказал. Уже через полгода, первым из всех выживших в катастрофе, он вновь отправился в рейс.


Глава «семьи»

Эльдар – живой пример того, что детская мечта исполнима. Ещё ребёнком, впервые проехав в поезде, Фарзалиев настолько глубоко впечатлился, что поставил себе чёткую цель – стать проводником. После школы окончил училище по соответствующей специальности – и мечта исполнилась.
– Меня манили путешествия, хотелось посещать новые города, красивые места, к тому же люблю порядок, – улыбается Эльдар Мамедович. – Теперь счёт городов, в которых мне довелось побывать во время рейсов, идёт на сотни: от Владивостока до Кубани. Исколесил всю Россию.

Начальство скоро заприметило трудолюбивого, дисциплинированного паренька и предложило перейти на следующую ступень карьеры. И вот, пройдя необходимые курсы, всего через 3,5 года работы проводником он становится начальником пассажирского поезда. А в 1992 году под его руководство отдана бригада скорого фирменного поезда № 25/26 «Сибиряк» Новосибирск – Москва.

С тех пор как начала работу «Горячая линия РЖД», благодарности от пассажиров в адрес поездной бригады Фарзалиева потекли рекой. Сегодня она в числе лучших в Западно-Сибирском филиале ОАО «ФПК». А в 2002 году бригада стала лучшей на сети дорог. По словам Эльдара, залог успеха – в слаженности коллектива: нынешняя его бригада была сформирована ещё в 1994 году, и с тех пор её состав менялся очень редко.
– Эльдар Мамедович – в меру строгий и в меру мягкий руководитель, – говорит о своём начальнике проводник 1-го класса Олег Долгих. – У нас очень доброжелательная атмосфера в бригаде, мы как семья, и это в первую очередь его заслуга. Он всегда готов помочь пассажиру, но и проводниц в обиду не даст.
– Я уже сроднился с «Сибиряком», – рассказывает Фарзалиев. – Когда возвращаюсь из рейса, думаю только об одном: «Когда снова поедем?» Много раз мне предлагали другие должности, но, по-моему, здесь я на своём месте.

4 июня Эльдар Фарзалиев считает своим вторым днём рождения. Каждый год в этот день он вспоминает своих погибших коллег, возлагает цветы к мемориалу, установленному на месте трагедии, и к памятнику жертвам катастрофы на территории эксплуатационного вагонного участка Новосибирск-Главный. О страшной катастрофе 1989-го ему напоминают шрамы на теле, орден «Знак Почёта» и знак «Почётный железнодорожник», а также въевшиеся в память страшные картины людского горя, которые он, как ни пытается, не может забыть.

Александр Матвеев,
корреспондент газеты «Транссиб»

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31