16 октября 2021 08:45

Прогиб и трещина

Частные происшествия позволили устранить системные недостатки



Энергетики пообещали внимательно следить за состоянием жёстких поперечин

К многочасовым задержкам поездов на Московской дороге привело недостаточное внимание к профилактике дефектов напольных устройств.

В октябре на дороге в один день произошло сразу два досадных инцидента. Утром 26 октября грузовой поезд из 85 вагонов остановился на станции Александров-2 из-за потери напряжения. Локомотивная бригада сразу выявила причину – прогиб жёсткой поперечины контактной сети, оборвавшей 300 м несущего троса. Движение было прервано.

По словам начальника станции Виктории Коренковой, аварийные бригады восстановили движение через пять часов. Были отменены несколько электричек, а полтора десятка грузовых поездов задержаны суммарно на 60 часов.

Ставшая причиной происшествия жёсткая поперечина длиной 25,1 м была установлена в 1967 году. Виктория Коренкова уверена, что дефект сварного шва, где поперечина и надломилась, можно было выявить при осмотре или зачистке с последующей покраской. Однако с 2006 года, с тех пор как она работает начальником станции, поперечины ни разу не чистили и не красили.

Как пояснил «Гудку» начальник Мытищинской дистанции электроснабжения Анатолий Голованов, на разборе ситуации у начальника дороги Владимира Молдавера основные претензии были высказаны начальнику Александровского района контактной сети Евгению Корнееву. Именно его служба обязана раз в шесть лет осматривать несущие конструкции контактной сети. Если бы это делалось, ситуацию можно было предотвратить.

По словам Анатолия Голованова, после инцидента энергетики провели верховой осмотр контактной сети и выявили в районе станции ещё две жёсткие поперечины с аналогичными изломами.

Эти дефекты были оперативно устранены. Однако проблема остаётся. «На моём участке 554 жёсткие поперечины, – комментирует Анатолий Голованов. – И 311 из них служат уже по 40–50 лет при сроке службы 50 лет. А на установку каждой новой поперечины необходимо 1,2 млн руб.».

Он отметил, что сегодня нет чётких правил, как нужно осматривать жёсткие поперечины. Хотя на опоры контактной сети такой регламент есть.

Однако на Московской эти недостатки уже исправляют. Начальник службы электрификации и электроснабжения Сергей Тарабанько ещё на разборе ситуации доложил: «До 30 октября на станции Александров обследуем все жёсткие поперечины. К 2 ноября заменим временную жёсткую поперечину, которую пока оставили в работе. А до 15 декабря создадим их запас».

И всё это уже выполнено. Также рассчитано, сколько указанных конструкций должно быть и где они будут храниться.

Энергетики пообещали покрасить все жёсткие поперечины. А на станции Кубинка – сформировать дежурный круглосуточный поезд с необходимыми материалами.
«Ранее учёт поперечин не вели, сейчас же создадим журнал, куда будем записывать все выявленные дефекты. Будет регулярный осмотр и покраска раз в шесть лет», – заверил Сергей Тарабанько.

В тот же день на станции Гривно на контактную сеть упал мачтовый выходной светофор Н1. До полного устранения последствий, а это заняло три часа, были задержаны 53 пары пассажирских, 40 пар пригородных и 46 пар грузовых поездов.

Причина – разрушение фундамента светофора. Но только в отличие от жёсткой поперечины фундамент был установлен совсем недавно – в мае прошлого года.

Как сообщил «Гудку» первый заместитель начальника службы автоматики и телемеханики дороги Валерий Логвинов, в техническом заключении комиссии есть нарекания на изготовление фундамента светофора. По его словам, фундамент был приобретён не через «Росжелдорснаб». Для ускорения процесса специализированный строительно-монтажный поезд СЦБ и связи № 22 поставил его по заявке Люблинской дистанции без договора.

На сегодня Дирекция инфраструктуры дороги инициирует независимую экспертизу. Затем виновному будет предъявлена претензия в юридически установленном порядке.

В Центральной дирекции инфраструктуры провели разбор обеих ситуаций.

Как сообщил «Гудку» заместитель начальника дирекции Иван Пименов, причастным подразделениям дано задание – разработать на 2013–2015 годы программу усиления и поэтапной замены жёстких поперечин со сроком эксплуатации более 40 лет.

Проектно-конструкторскому бюро по электрификации железных дорог совместно с дорожными техцентрами хозяйства электрификации и электроснабжения до конца года поручено внедрить методологию оценки состояния этих металлоконструкций для определения их жизненного цикла. А также разработать проект усиления узлов стыкования блоков жёстких поперечин, поражённых коррозией.

До решения этих задач запрещено размещение дополнительных нагрузок на этих конструкциях без предварительного расчёта их несущей способности с учётом продолжительности эксплуатации и результатов обследований.

Что касается случая со светофором, то принято решение усилить контроль за качеством изготовления фундаментов. Кроме того, их поставки без комплекта эксплуатационной документации будут запрещены.

Учитывая возросшие скорости и весовые нормы поездов, увеличение ветровых и вибрационных нагрузок, наметили также и усиление конструктива напольных устройств.

Михаил Кованцев

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31