29 января 2022 13:49

Самая большая книга

Во вторник в Москве назвали лауреатов литературной премии «Большая книга». Главным победителем стал Даниил Гранин с романом «Мой лейтенант», на втором месте Александр Кабаков и Евгений Попов с книгой «Аксёнов», на третьем – Мария Степнова с семейной сагой «Женщины Лазаря».  

Мария Галина, автор нескольких книг прозы и стихов, журналист и критик, также была в финале премии с романом «Медведки». Она получила награду по результатам читательского голосования.

– Мария Семёновна, «Большая книга» – самая увесистая отечественная литературная премия как в материальном, так и в возвышенном смысле. Как вы восприняли награду?
– Ещё до оглашения результатов я говорила, что, какое бы решение жюри ни приняло, буду рада за всех моих коллег. Я же обделённой себя не чувствую, получить награду по итогам читательского голосования, пусть она даже без финансового подкрепления, также почётно.

– Вы неоднократно входили в экспертный совет премии, списки, которые вы формируете, могут считаться для читателей компасом в книжном море?
– Премии как раз нужны не для того, чтобы кто-то получил три миллиона рублей (денежный эквивалент первого места премии «Большая книга». – Ред.) и радостный ушёл. Они нужны, чтобы мы представляли, чем дышит наша литература. Поэтому оба списка литературных премий – длинный и короткий, с именами финалистов – это рекомендации для чтения. Три года назад с романом «Малая Глуша» я также вошла в короткий список «Большой премии». Лауреатом не стала, но всё равно это была честь для меня.

– О, тогда вы можете представить, каково сейчас тем, кто в конкурсе не проявился.
– Как бы ни оценили их творчество – надо продолжать писать, а что ещё? Сетования на то, что в московских журналах и жюри премий сидит какая-то мафия и подпускает к ним только своих, – это всё зловредные мифы. И их распространяют, по-моему, графоманы. Заслон ставится в конкурсе только для бездарностей и проныр, никакой другой мафии в том же «Новом мире», где я имею удовольствие работать, не существует. К тому же есть Интернет, где писатель может легко заявить о себе: он выкладывает свой текст в блог и быстро становится известным. Или не становится. Журнальные редакторы постоянно мониторят блоги. А главный редактор «Нового мира» Андрей Василевский сам является одним из блогеров-тысячников, и оказаться у него на виду и быть по достоинству оценённым очень просто.

– Обратимся к вашему роману «Медведки», с которым вы участвовали в конкурсе. Вы сами хотели бы сотворить себе другую биографию – такой услугой приторговывает герой вашего произведения, молодой социопат?
– Мне кажется, мы все придумываем себе другие биографии, пока живём. И у нас в голове постоянно возникает другая версия собственного прошлого, более комфортная для нас, чем оно было в действительности.
А сколько раз наша страна переписывала свою историю? Даже на нашей памяти одни и те же события сначала оценивались негативно, потом – положительно. И как-то в наших бедных головах это всё уживается. Так же и человек: у него никогда не бывает одного прошлого, у него всегда разные версии прошлого, удобные ему в данную минуту. И это особенно ярко проявляется сейчас, когда Интернет с его технологиями позволяет легко моделировать искусственное прошлое. Например, путём подделки фотографий, произвольного использования видеоматериалов. И вы уже не отличите правду от вымысла, где прошлое настоящее, а где – поддельное. Мне кажется, это интересный феномен. Роман «Медведки», в частности, об этом.

– Прочитав его, нельзя не вспомнить, что вы по образованию биолог, долгое время занимались наукой. Посоветуйте, как человеку изжить в себе плохие инстинкты, заложенные на генном уровне с тех пор, когда ему в пещере приходилось выживать? А то как-то неуютно стало жить, агрессии много вокруг.
– Посмотрите на обезьян, считается, что у нас с ними был один прародитель, а потом мы пошли разными путями развития, при этом сохранив много общих черт.
Так вот надо знать, что обезьянье сообщество очень жестокое, оно не любит чужаков, не любит тех, кто выделяется, к таким оно относится крайне агрессивно. Обезьяны подобострастны по отношению к более сильным особям, хитры и лукавы… Задача человека – подавлять в себе древние обезьяньи механизмы поведения. А как это сделать? Только при помощи культуры, именно она учит и восполняет те недостатки в человеке, которые связаны с генетическими характеристиками. Словом, только культура помогает нам бороться с плохим наследством.

– Вы пишете не только прозу, но и стихи. Заметно, что в них нередко присутствует образ поезда. С чем это связано, почему именно поезд?
– Поезд – это удивительная и сильная вещь: ты сидишь на месте, как будто в маленьком домике, и одновременно куда-то едешь. Это ощущение замкнутого, почти домашнего помещения с одновременным движением всегда греет людей. И меня в том числе. Люблю ездить. И вообще железная дорога в русской поэзии, начиная с Некрасова и даже раньше, – это особая тема. Поезд несёт в себе какой-то сакральный символ.

Беседовала Людмила Петрова

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30