Без кадров не едет
В Афганистане дорогу построили, а работать на ней пока некому
![]() Ещё два года Афганистан не сможет самостоятельно управлять своей дорогой |
Афганская железнодорожная трасса Хайратон – Мазари-Шариф останется под внешним управлением соседнего Узбекистана до декабря 2014 года.
Министерство общественных работ Афганистана и государственно-акционерная железнодорожная компания «Узбекистон темир йуллари» определили сроки коммерческой эксплуатации узбекской стороной 75-километровой железнодорожной трассы Хайратон – Мазари-Шариф. В соответствии с достигнутой договорённостью эксплуатация и техническое обслуживание этой ветки узбекским оператором – компанией SE Sogdiana Trans – продлится до 5 декабря 2014 года.
Началом первого операционного периода (года) считается 5 декабря 2011 года. Срок действия контракта по обслуживанию и эксплуатации – три года.
SE Sogdiana Trans будет начислять и собирать тарифы и фрахтовые ставки на условиях $10 за тонну (при повагонной отправке), $250 за 20-футовый контейнер и $500 за 40-футовый контейнер. Тарифы и транспортные расходы будут унифицированными и едиными на всём протяжении пока единственной крупной железнодорожной линии Афганистана. По информации узбекского оператора, нынешний уровень ставок действует с первого дня контракта и вплоть до 31 декабря 2012 года. Изменятся ли тарифы и фрахтовые ставки в следующем году, пока неизвестно. Во всяком случае в самой компании на этот вопрос не смогли ответить конкретно.
До конца 2013 года узбекская сторона намерена инвестировать свыше $3,6 млн в строительство дополнительных объектов и сооружений по обеспечению безопасности персонала и имущества железнодорожной линии. Согласно специальному постановлению правительства страны должны быть установлены ограждения по периметру всех пяти раздельных пунктов на линии, грузовых дворов и разъездов. Ограждения должны быть оборудованы приборами безопасности. Также запланировано возведение наблюдательных вышек по всей протяжённости трассы и по периметру станций.
Позиция афганской стороны, отдавшей свою железную дорогу в трёхлетнюю аренду, вполне объяснима. В стране до сих пор не решён вопрос о структуре управления афганскими железными дорогами, и этот вопрос остаётся актуальным. Кроме того, в связи с тем, что центральноазиатская республика уже получила собственную магистраль, встал вопрос о вступлении Афганистана в международную организацию «Содружество железных дорог 1520 мм». Кроме того, нет в стране и собственных железнодорожных кадров, способных решать вопросы бесперебойного обслуживания сложной технической системы.
«Начиная с 2008 года разрабатываются проекты строительства различных международных маршрутов, в связи с чем Афганистан в последнее время оказался в центре внимания железнодорожных компаний сопредельных стран, – комментирует директор Центра изучения современного Афганистана (ЦИСА) Омар Нессар. – Однако отсутствие собственных профессиональных кадров сильно тормозит процесс развития железнодорожной отрасли.
В связи с этим афганские власти вынуждены обращаться за помощью к узбекским железнодорожникам. Чтобы ликвидировать недостаток железнодорожных специалистов в стране, потребуется не один год. И от внешней зависимости стране пока никуда не деться».
Летом этого года в ходе своего визита в приграничный с Узбекистаном город Хайратон министр торговли и промышленности Афганистана Анвар-уль Хак Ахади заявил, что прежде, чем сооружать новые железнодорожные линии, правительству страны и государствам, оказывающим помощь республике, придётся заняться подготовкой афганских национальных кадров в этой области.
Вряд ли этот вопрос будет решён в течение ближайших месяцев. Таким образом, основная часть прибыли от железнодорожных перевозок по территории Афганистана будет ещё долго доставаться сопредельным странам – Узбекистану и Ирану (построившему ветку от своей границы до Герата).
Тимофей Жуков