25 января 2022 13:24

Забытые пропагандой

Каждое изображение на открытке отражает историю

Коллекционеры советских марок и открыток знают – пропаганда в почтовых миниатюрах была действенной, мощной и очень талантливой. Лётчики и моряки, труженики полей, стахановцы, пионеры, комсомольцы – место на гравюрах и литографиях находилось всем. Железнодорожникам – тоже.

Открытка художника И.Ганфа, 1956 год. Тираж 100000 экземпляров
Но, как и в жизни, труд железнодорожников оказался как бы в тени. Они ведь – не полярники и не космонавты, не им были отведены первые полосы газет, не они улыбались с марок и открыток.

Коллекционированием марок и открыток в СССР увлекались миллионы – особенно в детстве. Многие засвидетельствуют: если появлялся паровоз – значит, марка рассказывала о способах перевозки почты или открытка поздравляла с профессиональным праздником.

Чуть лучше обстояло с этим делом в 70-80-е годы, скорее всего, потому, что БАМу требовались рабочие руки, вот и воспевалась новая стальная магистраль.

Но был уже не тот запал, не было того куража, той хмельной, великой идеи, как в 30-х, пропаганда, в которой стал преобладать кумачовый колер, отдавала казёнщиной и халтурой. Марки же 30-х, часто блёклые и порой одноцветные, находили путь к сердцам людей своей искренностью и выразительностью, мощью и дерзостью замысла и исполнения.

За каждым изображением стояли жизнь и судьба. Паровоза или человека. Уникальна марка, неповторима жизнь. Жаль, что даже коллекционеры больше озабочены ценностью раритетов, чем исследованием изображений – чем же заслужил бессмертие в истории тот или иной герой?

Попробуем восполнить пробелы и воздать должное труду железнодорожников, исследуя те почтовые выпуски, что увидели свет. Просим откликнуться людей, которые помнят какие-либо истории, связанные с техникой, воспроизведённой на марках и открытках. А может быть, кто-то поделится и экземплярами своей коллекции – среди железнодорожников ведь тоже много коллекционеров.

Пока же скажем немного о том, как пропагандируют труд железнодорожников за рубежом. Железнодорожная тема – одна из самых популярных в почтовых миниатюрах мира. К самым старым почтовым маркам с изображением паровоза относят марку США номиналом в 3 цента, которая появилась в 1869 году. Она была отпечатана по заказу почтового ведомства США в серии, получившей название «Графический выпуск», поскольку состояла из рисунков на разнообразные сюжеты.

Второй в мире маркой с изображением паровоза называют официальную почтовую марку Перу 1871 года, которая применялась для оплаты почтового сбора за пересылку писем по железной дороге между городами Лима, Чорильос и Кальяо. Одновременно она признаётся первой в мире памятной маркой, поскольку была якобы посвящена 20-летию открытия железнодорожной линии Лима – Кальяо. Однако, по другим данным, марка поступила в обращение годом раньше и, значит, не имеет отношения к указанному событию.

В 1901 году США выпустили очередную почтовую марку с изображением паровоза в серии, приуроченной к Панамериканской выставке в Буффало. Это была 2-центовая миниатюра с надписью «Скорый поезд». При печатании марок этой серии, которая стала первой двухцветной в США, произошла ошибка, и три миниатюры, включая «паровозную», получились с перевёрнутым рисунком. Марка с паровозом вверх колёсами является ныне редкостью. В прошлом цена на неё доходила до $12 тыс. На современном аукционе одиночная 2-центовая «перевёртка» была продана за 90 тыс., а уникальный квартблок этих марок – за $800 тыс., что возводит её в ранг самой дорогой в мире марки с паровозом и железнодорожной тематики в целом.

Советский паровоз ИС дважды запечатлён на марках сталинской эпохи. Впервые – на марке из серии, выпущенной 23 января 1941 года, а второй раз – 30 сентября 1948 года. Наконец, на советской марке 1986 года изображён локомотив ФДп20-578, представляющий собой переименованный ИС20-578 с литерами «СССР» на фронтоне вместо «И.Сталин» и в виде памятника в Киеве «в честь трудовой славы советских железнодорожников», как указано на марке. Кстати, этот паровоз стал также основой сюжета для почтовых марок, выходивших в Либерии, Монголии, на Украине и в Сенегале.

Приятно, что нас помнят в Монголии и любят в Сенегале. Но давайте научимся уважать себя и свой труд сами. Не такое уж и пустое это дело – собирание марок и открыток, особенно по железнодорожной тематике…

Игорь Воеводин

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30