13 апреля 2021 16:33

Правило конкуренции

Получить уникальный опыт можно только на самом сложном объекте



На совмещённой дороге множество тоннелей, мостов и развязок

О пользе совмещения автомобильной и железной дорог, об уходе из столицы выхлопных газов дизельных локомотивов и реконструкции 400 вокзалов «Гудку» рассказал Андрей Волков.

Андрей Волков, генеральный директор ОАО «Росжелдорпроект»
– Андрей Николаевич, вы вступили в должность генерального директора «Росжелдорпроекта» совсем недавно. Какие главные задачи сегодня стоят перед компанией?
– Основной задачей компании по-прежнему является выполнение заказа ОАО «РЖД» в полном объёме и с высоким качеством. Большое внимание уделяется реализации программы научно-технического развития, и в первую очередь созданию автоматизированной системы сквозного проектирования.
Важный аспект – увеличение объёма проектно-изыскательских работ и расширение спектра видов наших услуг. Ведь уверенная позиция на рынке не данность, а необходимость в условиях постоянно растущей конкуренции.

– «Росжелдорпроект» выполняет проекты по высокоскоростному и скоростному движению. Но, судя по слушаниям в Общественной палате, правительство не готово полностью обеспечить их финансирование. Как это скажется на подготовке проектов?
– В 2011 году мы участвовали в разработке концепции модернизации железнодорожной инфраструктуры для организации транспортного обслуживания пассажиров на чемпионате мира по футболу 2018 года.
В документе были определены основные направления скоростного и высокоскоростного движения, организации интермодальных перевозок, необходимые мероприятия и стоимость их реализации.
Но, к сожалению, предполагаемые инвестиции государства на подготовку железнодорожной инфраструктуры значительно меньше потребного. В связи с этим в ближайшее время в ОАО «РЖД» будут определены и расставлены приоритеты направлений скоростного и высокоскоростного движения.
Сейчас мы ведём предпроектные работы по повышению скоростей пассажирских поездов на направлениях Москва – Киев, Москва – Минск. В первом квартале 2013 года планируем приступить к проектно-изыскательским работам по ускоренному пассажирскому сообщению на направлениях Москва – Рязань – Саранск – Самара, а также интермодальным перевозкам на направлении Самара – аэропорт Курумоч – Тольятти.

– Расскажите об олимпийской стройке в Сочи, где участие «Росжелдорпроекта» самое широкое.
– Мы выступаем генеральным проектировщиком по шести олимпийским объектам. По нашим проектам введены железнодорожные грузовые дворы Имеретинской низменности, задача которых – приём и переработка материалов, конструкций и оборудования. Завершены работы по усилению линии Туапсе – Адлер со строительством двухпутных вставок на девяти участках линии. Это увеличило пропускную способность здесь до 70 пар поездов в сутки.
На вокзалах Дагомыс, Сочи, Хоста и Мацеста выполнены проекты по реконструкции железнодорожных терминалов с целью их адаптации для обслуживания маломобильных групп населения. Закончена работа над проектом строительства новой линии от станции Адлер до аэропорта Сочи, которая сегодня обеспечивает перевозку значительного объёма авиапассажиров, прибывающих на курорт.
Самый сложный и масштабный олимпийский объект – это совмещённая автомобильная и железная дорога Адлер – горноклиматический курорт «Альпика-Сервис». Она обеспечит доставку на соревнования участников и гостей Олимпиады. Здесь предусмотрено строительство обеих дорог с развязками, тоннелями, эстакадами, мостами, а также новых пассажирских вокзалов на станциях Адлер, Олимпийский Парк, Альпика-Сервис, остановочных пунктах Верхний Имеретинский Курорт и Эсто-Садок.
В проекте принимают участие девять филиалов нашей компании, а также в качестве соисполнителей ещё 32 проектные организации. Такое количество участников изначально потребовало больших усилий по координации процесса, чёткому определению регламентов взаимодействия и общих подходов к решению комплексных задач.
Так что этот проект не просто дал нам уникальный опыт, а стал полигоном для выработки оптимальных решений по стоимости, качеству, безопасности, внедрению ресурсосберегающих технологий, которые сэкономят средства как при строительстве объектов, так и при их эксплуатации.

– Когда можно будет порадовать многомиллионное население Московского региона реконструкцией Малого кольца Московской дороги под пассажирское движение? Кроме очевидных преимуществ для жителей, какие плюсы будут для грузового движения?
– Реконструкцию МК МЖД планируется завершить к концу 2015 года.
Здесь предусмотрено строительство 31 остановочного пункта, из которых 19 – крупные транспортно-пересадочные узлы. На шести можно будет пересесть на радиальные маршруты электричек, на 12 – в метро. Один узел объединит в себе обе эти возможности.
Начиная с 2016 года Малое кольцо обеспечит перевозку более 250 млн пассажиров ежегодно. Размеры движения – 100 пар электропоездов в сутки с интервалом в часы пик до пяти минут.
Это значительно разгрузит транспортную инфраструктуру столицы. Кроме того, снизится уровень вредных выбросов от дизельных локомотивов, что благоприятно отразится на экологической обстановке в черте города.
А плюс для грузового движения таков: сократятся сроки транзитных грузоперевозок с радиальных направлений, энерго- и трудозатраты.

– Что делается по развитию вокзалов сети?
– Сегодня «Росжелдорпроект» ведёт крупный и сложный проект реконструкции и нового строительства вокзальных комплексов. Для эффективности этого процесса в составе компании были созданы специальные подразделения – Дирекция комплексного управления проектами и Дирекция по проектированию транспортно-пересадочных узлов.
Первое отвечает за проект транспортно-пересадочного комплекса «Каланчёвский» в Москве и инфраструктуру для принятия высокоскоростных поездов в Санкт-Петербурге. Второе занимается проектированием реконструкции существующих и созданием новых вокзальных комплексов в столице и регионах.
Сейчас мы ведём проектно-изыскательские работы по 60 вокзальным комплексам.
В проекте участвуют 14 наших филиалов.
По 19 вокзалам – профильные компании из Германии, Франции и Великобритании. Ещё около 400 вокзалов по всей стране на очереди.

– Какое внимание уделяется информационным технологиям?
– На них основана вся наша деятельность. Сегодня «Росжелдорпроект» использует более 80 сертифицированных программных комплексов и средств автоматизации проектирования от ведущих мировых и российских разработчиков.
Одновременно разрабатывается и внедряется ряд собственных уникальных, не имеющих аналогов на рынке продуктов. В рамках программы НИОКР ОАО «Росжелдорпроект» разрабатывает комплексную систему пространственных данных инфраструктуры железнодорожного транспорта (КСПД ИЖТ) и занимается созданием в формате цифровой модели пути единой пространственной модели инфраструктуры железнодорожного транспорта.
Система обеспечит оптимизацию технологических процессов контроля и управления инфраструктурными объектами железнодорожного транспорта на всех этапах, включая проектирование, строительство, эксплуатацию, ремонт и текущее содержание на основе единого координатного, методологического, технологического и информационного пространства.

Беседовал
Владислав Кукреш

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30