11 апреля 2021 04:20

Выпадающие полномочия

У муниципальных властей есть право быть заказчиком пригородных перевозок, но нет достаточных средств



Раньше жители Ванинского района пользовались рабочим поездом железнодорожников

Власти Ванинского района обратились в правительство Хабаровского края с просьбой организовать пассажирское сообщение на участке Советская Гавань – Ванино – Тумнин.

Пригородного движения здесь не было два года. До 2011-го жители района совместно с железнодорожниками пользовались рабочим поездом, отправлявшимся утром со станции Совгавань-сортировочная.

Как рассказал начальник управления экономического развития администрации Ванина Сергей Шипулин, муниципалитет возмещал 50% потерь в доходах, возникавших в результате установления тарифа на проезд ниже себестоимости. К сведению: в 2010 году эта сумма составляла чуть более 5 млн руб. Позже вышел приказ Минтранса РФ, который запрещал провоз нежелезнодорожников в рабочих поездах. Между тем обращения жителей района о возобновлении пригорода продолжаются до сих пор.
«По данным компании «Экспресс Приморья», ежегодный объём выпадающих доходов при организации поезда из расчёта курсирования пять дней в неделю составит более 19 млн руб. Но эта сумма непосильна для нашего бюджета. В этом году недополучили примерно 20% бюджетных поступлений», – пояснил Сергей Шипулин.

Однако согласно законодательству правовой основы для субсидирования Хабаровским краем этого поезда нет, ведь станции Совгавань-сортировочная и Тумнин находятся в ведении органа местного самоуправления. А это значит, что муниципалитет должен субсидировать возмещение выпадающих доходов перевозчика. «Регион не имеет права выступать заказчиком данного маршрута. В противном случае это будет нецелевым расходованием средств со всеми вытекающими последствиями», – сказал и. о. заместителя министра промышленности и транспорта Хабаровского края Сергей Воронин.

В свою очередь, муниципалитет предложил продлить маршрут до станции Совгавань-город – а это территория Советско-Гаванского района. И в этом случае появляются законные основания для субсидирования межрайонного сообщения из средств краевого бюджета. Правда, и здесь возникли нюансы. «Между Ванином и Совгаванью ежечасно ходит рейсовый автобус, кроме того, курсируют маршрутные такси. Проблемы с транспортной доступностью здесь нет, – констатировала главный специалист отдела транспортной инфраструктуры и инвестиционных проектов краевого Министерства промышленности и транспорта Наталья Колодкина. – Продление маршрута экономически нецелесообразно, любая финансовая проверка это покажет.

Себестоимость перевозки пассажира автобусом на 1 км пути без учёта субсидий составляет 1,7 руб., поездом – 2,9 руб.». Линия Волочаевка-2 – Комсомольск – Совгавань работает на тепловозной тяге.

С другой стороны, железнодорожному сообщению между Ванином и Тумнином альтернативы нет. Там ежедневно курсирует поезд дальнего следования Владивосток – Совгавань-сортировочная. Он отправляется со станции Тумнин около семи утра по местному времени и прибывает в Ванино в районе десяти. Из районного центра поезд отправляется после 17 часов. Однако, указывают в районной администрации, есть пассажиры, которые из Ванина хотели бы уехать в направлении Тумнина утром. Их перевозки и должен взять на себя пригородный поезд.

В «Экспрессе Приморья» подсчитали, что из потерь в 19 млн руб., связанных с организацией пригородного движения на участке Совгавань – Тумнин, собственные расходы – только 2,5 млн руб. «Это главным образом зарплата проводников, приобретение спецодежды, прочих материалов. Остальное – расходы по договорам с ОАО «РЖД» за предоставление услуг инфраструктуры, аренду подвижного состава, включая его ремонт и техобслуживание, а также оплата труда локомотивных бригад», – рассказала заместитель гендиректора ОАО «Экспресс Приморья» по экономике и финансам Елена Кашина. По её словам, все расчёты проведены в соответствии с требованиями законодательства РФ и с учётом индексации тарифов РЖД на 2013 год.
«Экспресс Приморья» предложил району альтернативный вариант: поезд будет курсировать три раза в неделю, для этого необходима дотация в размере 11 млн руб. Однако максимум, что может выделить муниципалитет, – 8 млн руб.

Остаётся вопрос: кто будет компенсировать перевозчику недостающую сумму? «Мы и так убыточная компания. Из четырёх субъектов Дальневосточного федерального округа, где работаем, только Хабаровский край стопроцентно компенсирует выпадающие доходы. У нас большие потери по Амурской области и Приморью из-за неполного покрытия возникающих убытков дотациями. Естественно, наращивать убыточность компании нецелесообразно», – резюмировала Елена Кашина.

Вместе с тем переговоры с руководством района продолжаются. «Местные власти ищут возможные варианты», – уточнила Елена Кашина.
«Мы готовы выступить заказчиком этого маршрута, были бы деньги. Поэтому всё же надеемся на компромисс с РЖД в вопросе снижения объёма затрат», – сказал Сергей Шипулин.

Но, как подчёркивают в краевом Минтрансе, для организации пригородного сообщения муниципалитету всё же следует изыскать недостающую сумму будущей дотации.

Павел Усов,
соб. корр. «Гудка»
Хабаровск

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30