17 октября 2021 12:46

Жизнь без царя

В Челябинском театре оперы и балета состоялась долгожданная премьера – опера Михаила Глинки «Жизнь за царя». В зрительном зале присутствовала глава Российского императорского дома великая княгиня Мария Владимировна, специально приглашённая из Испании, где она сейчас живёт.

Зрители увидели оперу в таком виде, в каком она исполнялась до Октябрьской революции, – в её основе лежит оригинальное либретто барона фон Розена. Текст, в котором активно используется устаревшая лексика, помог создать особый колорит и атмосферу спектакля. Премьера, приуроченная к 400-летию преодоления Смуты и 400-летию Дома Романовых (будет отмечаться в следующем году), прошла при аншлаге.
– До революции спектакль «Жизнь за царя» был визитной карточкой всей русской оперы, – рассказал накануне премьеры журналистам режиссёр постановки Андрей Сергеев. – Именно им открывались новые сезоны в Москве и Петербурге. После революции, конечно, поменялись слова и сюжет, но нам хотелось воссоздать в Челябинске именно первоисточник.

Постановщики вернули в оперу одну из заключительных сцен – десятиминутное трио Антониды, Вани и Собинина, посвящённое памяти Сусанина. При жизни Глинки это трио часто исключали из постановок, несмотря на протесты композитора, который говорил, что трагическая сцена смерти Сусанина не должна сразу сменяться торжественным финалом.

Одновременно, по замыслу режиссёра, в постановке появились новшества. Так, зритель увидел на сцене фигуру будущего царя Михаила Романова, в заключительном акте он появляется и вовсе на белом коне. Хотя в театре дореволюционной России было запрещено изображать особ царской крови. А во времена Советского Союза их там не могло быть по идеологическим причинам.

Рассказывая о своих впечатлениях, великая княгиня Мария Романова сказала, что считает оперу великолепной, поэтому хотела бы, чтобы её увидели по всей России. И добавила, что она и её семья всегда были готовы служить своей Родине: «Может быть, ошибки были, когда они (предки. – Ред.) далековато отходили от своего народа».

Работа над самой масштабной и дорогостоящей для театра постановкой продолжалась два года. Сложные костюмы эпохи Михаила Романова, а их около пяти тысяч, отшивались в Челябинске и Красноярске. Не менее тщательно шла работа над декорациями. Специально к премьере в театре установили новое световое оборудование, чтобы зритель в полной мере оценил красоту костюмов и декораций.

Людмила Петрова

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31