11 апреля 2021 19:22

Возможности для маневра

Учиться мастерству помощник должен у разных машинистов

Чтобы стать машинистом, надо сначала выучиться на помощника. Базовые знания последний получает в учебном заведении или дортехшколе, потом приходит в депо, где, собственно, и начинается настоящее познание профессии. В бригаду попадает после психофизиологического обследования на совместимость, где локомотивщиков подбирают друг другу.

Сергей Торбиев, машинист моторвагонного депо Челябинск
Мы отвечаем на тестовые вопросы, выполняем разные задания, по которым психологи определяют совместимость. Если «рисочки» того и другого совпадают, значит, бригада складывается. Взаимное понимание машиниста и его помощника очень важно. Конечно, психологи дают только дельные советы и подсказывают важные вещи. Но не всегда теория совпадает с практикой. Ведь в жизни многое происходит по-другому.

Не буду спорить с наукой. Скажу о другом. Совместимость жёстко связывает локомотивную бригаду и не даёт возможности для маневра. В жизни и работе бывают разные случаи. Если одному из нас по каким-то обстоятельствам надо подмениться, то другой остаётся без дела. Вот сейчас, к примеру, я временно исполняю обязанности машиниста-инструктора. Помощника на это время отправили на обогрев электричек, по сути, охранять парк. И к свободному машинисту его не возьмут даже на одну поездку. Причём первому тоже не дадут свободного помощника – прежде надо пройти психофизиологическое обследование. Бригада по этой установке всё должна делать вместе – болеть, идти в отпуск. Но если один из нас не хочет отдыхать в мае, а планирует в январе поехать куда-нибудь покататься на лыжах?

Жёсткая совместимость усложняет работу не только бригады, но и всего цеха эксплуатации. Исходя из тех же ситуаций, нарядчикам проще найти в поездку машиниста или помощника, чем целую бригаду, особенно в её выходной день, когда выясняется, что один дома, а другой куда-то уехал.

Но больше всего этот порядок сказывается на подготовке помощника. При жёсткой спарке он работает только с одним машинистом. Но все они разные, со своими приёмами и манерой ведения локомотива и электропоезда. Знания у нас тоже разные, да и не каждый хочет поделиться ими. Бывает и такое, что помощник за контроллером ни разу не был и наставник его ничему не научил. На машиниста обкатываться пора, а он ещё не готов.

Считаю, что учиться и набираться мастерства помощник должен у разных машинистов. Сейчас перед ним опыт только того, с кем он находится в одной кабине. Этого мало. Помощник должен больше знать, больше видеть, чтобы всё это оседало у него в голове. Тогда будут интерес к работе, желание учиться дальше. Отсюда и преемственность поколений будет складываться.

Закрепление локомотивных бригад существовало всегда. Приходил в депо помощник, его ставили к машинисту, желание принималось во внимание. Но при необходимости была и возможность перестановки. Это удобно. Жёсткая совместимость с точки зрения науки, возможно, и правильна, но неудобна для производства.
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30