21 апреля 2021 05:17

Неразрушающая вертикаль

На сети должна быть создана система гарантированного выявления дефектов

Кому приходилось поднимать поезда после крушения, тот знает, сколько человеческих жизней может быть погублено и какие расходы возникают всего лишь из-за одного дефекта, пропущенного или заводом-изготовителем, или нашим плохо вооружённым ремонтником, которого призывают качественно работать, но не дают надёжной аппаратуры для неразрушающего контроля литья и проката.

Александр Кондратенко, советник генерального директора ЗАО «Отраслевой центр внедрения новой техники и технологий»
Кое-как проверяется изоляция электрических машин. Из-за отсутствия современных средств контроля невозможно определить состояние изоляции трансформаторов, двигателей и кабелей. А из-за пробоя изоляции взрываются трансформаторы тяговых подстанций, загораются тяговые двигатели локомотивов.

С помощью несовершенных средств неразрушающего контроля нельзя испытывать многочисленные микроэлектронные устройства, которые валом пошли на железную дорогу. Это всевозможные АСУ с приставками, автоматические и полуавтоматические устройства. У нас совершенно бесконтрольна автоматика, основанная на современных микросхемах. Куда только не готовы мы сегодня поставить компьютер, но как без средств контроля верить рекомендациям, которые он выдаёт для принятия якобы обоснованных управляющих решений?

Нет и средств замера состояния верхнего строения пути под движущимся поездом. Оно измеряется в статическом состоянии, а необходимо – в динамике.

Производители средств неразрушающего контроля не гарантируют, что с их помощью будут выявлены все дефекты без исключения, так как многое сейчас зависит от квалификации специалиста, работающего с этой аппаратурой. Но для железной дороги такая степень надёжности не подходит. Нам необходима гарантированная браковка каждой негодной детали, и поэтому человеческий фактор при проведении неразрушающего контроля должен быть сведён к нулю.

Добиться этого можно только тогда, когда он будет начинаться с выходного контроля на заводе-изготовителе. Надо поставить дело так, чтобы за ворота предприятия не выходила продукция, не соответствующая технической документации. Причём потребовать такой организации выходного контроля должно ОАО «РЖД». Конечно, оно не может приказать заводу, но может разработать стандарт, определяющий, какая продукция подлежит выходному контролю на предприятиях.

Вертикаль неразрушающего контроля должна быть выстроена от завода-изготовителя и до пункта техобслуживания вагонов. В этой связи необходимо разработать номенклатуру подлежащих неразрушающему контролю изделий и составляющих их частей по каждому хозяйству холдинга. Следует также создать регламент в увязке с видами и сроками техобслуживания объектов и подготовить концепцию АСУ по оценке неразрушающего контроля узлов и изделия в целом.

Надо подготовить и утвердить обязательный перечень уже сертифицированных средств контроля для заводов-изготовителей, заводов по капитальному ремонту и линейных предприятий ОАО «РЖД», провести технический аудит таких средств и разработать программу оснащения ими. После этого я предлагаю подготовить и утвердить программу разработки новых средств контроля и организовать её исполнение с использованием передового опыта.

В Отраслевом центре, на дорогах есть много хорошо подготовленных специалистов в этой области, имеющих многолетний опыт неразрушающего контроля подвижного состава. Их надо смелее привлекать к насыщению ремонтных предприятий современными технологиями на конкурсной основе.
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30