19 апреля 2021 22:11

Кризисный резерв

В условиях дефицита средств их нужно вкладывать в ресурсосбережение



Ночное освещение станций должно быть не только ярким, но и дешёвым

Значительная экономия финансов, трудозатрат и материалов подтверждает эффективность ресурсо-сберегающих технологий. И здесь главное не потерять многолетние наработки.

По словам старшего вице-президента ОАО «РЖД» Валентина Гапановича, с января 2009 года по 1 октября 2012 года мероприятия по ресурсосбережению сэкономили компании 932 млн кВт/ч электроэнергии, 58 тыс. тонн дизельного топлива, 783 тыс. Гкал тепловой энергии. Также было высвобождено трудовых ресурсов на 7,98 млн человеко-часов.

Только в этом году ОАО «РЖД» внедрит более 4 тыс. ресурсосберегающих технических средств. Среди них подвижной состав, оборудованный светодиодными прожекторами и буферными фонарями. Примечательно, что компания обеспечивает спрос примерно на 30% объёма всей выпускаемой в России светодиодной техники.

Эффективно применяются и новые подходы в отоплении производственных помещений с помощью систем лучистого (инфракрасного) отопления, которые энергоэффективно обогревают большие площади. При этом стоимость 1 Гкал потребляемого тепла снижается в 3–5 раз по сравнению с водяным отоплением.

Однако на этом положительном фоне можно выделить существенную проблему.

Действительно, словно огромный рычаг длиной в 15 лет программа ресурсосбережения в ОАО «РЖД» привела в действие колоссальные неиспользованные резервы.

На одном конце этого рычага – от 0,2 млрд руб. в 1998 году до 2,8 млрд в нынешнем – выделенных на эту программу средств. На другом – суммарный экономический эффект, возросший с 0,07 млрд руб. в 1999 году до 13,31 млрд за девять месяцев текущего года. Нетрудно подсчитать – каждый вложенный рубль обернулся почти пятью сэкономленными.

Казалось бы, и дальше надо развивать это направление, ставшее для железной дороги поистине золотым. Но, как отмечает заместитель начальника департамента технической политики Борис Иванов, намеченная на следующий год программа ресурсосбережения в связи с оптимизацией издержек, возможно, будет сокращена.

По его словам, не все из 39 мероприятий инвестиционного проекта по внедрению ресурсосберегающих технологий будут профинансированы в следующем году.

Ничего, кроме сожаления, это, конечно, не вызывает. Ведь в трудные времена, когда требуется затянуть пояса, логично было бы, наоборот, существенно увеличивать средства, направляемые на экономию ресурсов.

И, как показали выступления главных инженеров дорог на недавней конференции «Энергосбережение и ресурсосберегающие технологии на железнодорожном транспорте», по целому ряду направлений ресурсосбережения, на которых работа только началась, финансирование проектов надо наращивать в разы.

Взять, к примеру, совершенствование технологии рельсосмазывания.

Сейчас в большинстве случаев рельсы смазывают с помощью специальных вагонов. На содержание обслуживающих их локомотивов, локомотивных бригад и электроэнергию на одной лишь Московской дороге ежегодно тратится несколько сотен миллионов рублей. К тому же выкроить время для пропуска локомотивов с вагонами-рельсосмазывателями в плотном графике движения пассажирских и пригородных поездов, интенсивность которого на отдельных направлениях МЖД достигает 280 пар в сутки, весьма затруднительно.

Неудивительно, что вот уже второй год здесь пытаются заменить вагоны-рельсосмазыватели системами автоматического гребнерельсосмазывания (АГРС-1), которые крепятся перед первой колёсной парой головных вагонов электропоездов.

Но пока что такими установками удалось оборудовать всего лишь 50 из 493 находящихся в эксплуатации электропоездов и высвободить девять из 27 вагонов-рельсосмазывателей.

Главный инженер МЖД Сергей Вязанкин сетует, что, несмотря на высокую эффективность системы АГРС-1, темпы её дальнейшего внедрения ограничены.

А ведь помимо экономии, связанной с отказом от локомотивов с вагонами-рельсосмазывателями и повышением пропускной способности дороги, интенсивность износа колёсных пар уменьшилась с начала года на 25%.

При этом количество обточек колёсных пар электропоездов сократилось на моторвагонах вдвое, а на прицепных вагонах – втрое.

Ещё пример. Без малого миллиард рублей, который не предусмотрен в инвестиционном проекте 2013 года, необходимо потратить на строительство двух работающих на газе энергетических центров в районе станции Санкт-Петербург-сортировочный-Московский. Его финансирование просит включить в программу будущего года главный инженер Октябрьской дороги Владимир Зиннер.

По его словам, отказ от мазута и угля, которые используют работающие сейчас в районе этой станции четыре котельные, ликвидирует дефицит энергии и снизит при комбинированной выработке электричества, тепла и холода стоимость 1 Гкал с 3 тыс. до 350 руб.

При этом создание центров на таком принципе тригенерации окупится уже через пять с половиной лет, а экономический эффект составит более 2,5 млрд руб.

Всё это говорит о том, что тех 2,9 млрд руб., которые сейчас планируется направить на внедрение ресурсосберегающих технологий в наступающем году, явно недостаточно.

Остаётся надеяться, что руководством департамента технической политики будет сделано всё возможное для того, чтобы как минимум сохранить финансирование программы ресурсосбережения на будущий год в первоначально намеченном объёме 3,2 млрд руб.

Алексей Торба

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30