13 апреля 2021 14:17

Для каждого

Законодатели пытаются учесть все нюансы отечественного образования

Принятый депутатами в первом чтении закон «Об образовании в Российской Федерации» через месяц ждёт второе чтение. В конце прошлой недели эксперты Общественной палаты РФ (ОП) направили в Государственную думу свои итоговые замечания к документу.

Школьные кабинеты стали полем битвы между чиновниками, учителями и экспертами
Действующий закон об образовании от 1992 года не даёт образовательным учреждениям достаточно прав для работы в современных условиях. «В последние годы явно обозначился разрыв между потребностями образовательной практики и её законодательным обеспечением», – отметил ректор Высшей школы экономики, председатель комиссии ОП по развитию образования Ярослав Кузьминов. Реформировать существующую образовательную систему пытаются давно – первая версия законопроекта «Об образовании в Российской Федерации» была размещена на сайте Минобрнауки ещё в мае 2010 года. С тех пор прошло множество обсуждений, внесены сотни поправок. Дискуссия в ОП стала своеобразным итогом работы гражданского общества за весь этот период.

Яблоком раздора для образовательного сообщества стало репетиторство. Так, по мнению Ярослава Кузьминова, необходимо запретить преподавателям заниматься репетиторством с собственными учениками или студентами и таким образом искоренить случаи принуждения учащихся к платным дополнительным занятиям, которые превращаются в залог получения хороших оценок или успешной сдачи экзамена. «Эта поправка не запрещает официальные платные факультативы (например, курсы второго иностранного языка) или частные уроки в принципе, но определяет их границы, необходимые для защиты прав учащихся на качественное бесплатное образование», – пояснил эксперт. Директор Центра образования № 548 «Царицыно» г. Москвы Ефим Рачевский, напротив, считает, что прописывать запрет в законе не нужно – этот вопрос должен регулироваться локальными актами, которые будут принимать сами образовательные организации. «С таким репетиторством можно успешно бороться, определяя его как незаконное предпринимательство. В условиях острых ситуаций с коррупцией или с уходом от налогов на подобные мелочи, даже если они носят массовый характер, вряд ли кто-нибудь будет обращать серьёзное внимание», – сказал он.

Права тех, кому репетиторы ещё не нужны, тоже нужно защищать. Эксперты настаивают, что в тексте статьи «О дошкольном образовании» обязательно должен быть прописан запрет на проверку уровня знаний у дошкольников. «Аттестация на начальных этапах обучения не совместима с вариативностью индивидуальных траекторий развития детей раннего и дошкольного возраста», – подчёркивают они.

Вузам предлагается отказаться от «обучения необучаемых» – не принимать абитуриентов, имеющих низкие баллы ЕГЭ по профильным предметам. Скорее всего, человек так и не сможет «догнать» тех, кто изначально хорошо учился по той же математике или физике, и государство в итоге получит некомпетентного специалиста. Особо это касается технических специальностей, результаты работы выпускников которых напрямую сказываются на общественной безопасности. «Прежде всего мы ставим задачу сократить приём на программы, где обучаются люди, не способные учиться по этому профилю. Они идут учиться на инженеров из-за низкого вступительного барьера, – отмечает Ярослав Кузьминов. – Если сейчас не востребована специальность проектировщиков автозаводов, то пускай во всей стране по ней учатся не более 20 человек, зато с высокими стипендиями».

Остро стоит вопрос и о необходимости сохранения связки между общим и высшим образованием. Законопроект в нынешнем виде запрещает вузам заниматься подготовкой школьников. Между тем в структуре ряда ведущих университетов есть школы, а в некоторых даже детские сады. «Мы также видим проблему в невозможности регионам создавать свои учебные заведения, – заявил руководитель Института образования Высшей школы экономики Исак Фрумин. – Мы считаем, что у субъектов Федерации также должна быть возможность финансировать получение гражданами высшего образования с учётом потребностей территории».

Предоставление образования особого уровня гражданам, проявившим выдающиеся способности, в документе появилось впервые. «Вопрос о поиске и поддержке талантов ведётся уже давно, и мы рады, что в законопроекте это сейчас прописано, – отметил ректор Московского инженерно-физического института Михаил Стриханов, – однако есть у нас ещё требования». По его мнению, в законе необходимо предусмотреть дополнительное финансирование образовательных организаций, работающих с детьми, нуждающихся в особых условиях обучения. Это могут быть одарённые дети с проблемами в обучении, с ограниченными возможностями здоровья, дети, находящиеся в сложной жизненной ситуации, испытывающие проблемы с социальной адаптацией.

Особой критике подверглась статья 48, которая разрешает организовывать и проводить в стенах образовательных учреждений религиозные обряды. По мнению членов Общественной палаты РФ, это противоречит принципам светского характера образования и может трактоваться как нецелевое использование помещений. Кроме того, положение может привести к злоупотреблениям, когда представителям разных вероисповеданий могут предоставляться разные возможности для реализации своих прав.

Какие из направленных в Госдуму поправок будут внесены в законопроект, а какие так и останутся пожеланиями, станет известно совсем скоро. Заместитель министра образования и науки РФ Игорь Реморенко отметил, что в той или иной степени все предложения гражданского общества отразятся в законопроекте. Некоторые идеи стали заделом на будущее – их будут продвигать в образовательную систему уже после принятия базового закона. «Это образовательные холдинги, профессиональные объединения, обеспечение доступности дополнительного образования детей и другие. Мы будем формулировать законодательные предложения», – заявил Ярослав Кузьминов.

Надежда Россихина

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30