16 октября 2021 09:22

Всегда на связи

Профессия телеграфиста остаётся незаменимой

Коллектив телеграфистов управления Московской железной дороги обратился в нашу редакцию, сетуя на низкие заработную плату и премию, неудобный график работы, большую нагрузку и, главное, на безразличие предприятия к проблемам своих сотрудников.

Железнодорожный телеграф доставку в срок гарантирует
Читаем в письме: «Во время кризиса 2009 года нам была снижена премия с 99% до 66%. Телеграфисты относятся к работникам низкооплачиваемой категории, при огромном объёме работы и информации тарифная ставка – 67 руб. 30 коп. в час. Кризис кончился, только зарплата не растёт. На сегодняшний день плата – на уровне 2008 года. На телеграфе работают женщины предпенсионного возраста, молодёжь сюда не идёт из-за маленькой зарплаты и плохого графика работы. Телеграфистов не хватает. Квалифицированные специалисты, которые работают на всех рабочих местах, и только что обученные получают одинаковые премии, распределения никакого нет. Мы неоднократно обращались за рассмотрением нашего вопроса в дирекцию и профком, но ответа нет. Мы хотим только одного – работать и получать достойную зарплату. Жить, чтобы работать, а не работать, чтобы хоть как-то выжить».

Такое письмо рабочие направили и в Дорожный комитет профсоюза Московской дороги. После этого обращения организовали собрание. Длилось оно почти три часа, и тут уж каждый озвучил свои проблемы. Присутствовали и начальник Московского центра связи, и заместитель начальника дирекции связи по финансам, и председатель объединённой профсоюзной организации. Большая часть претензий подчинённых их удивила. Давайте разберёмся и мы с вами.

Согласно Положению о премировании работников Московского регионального центра связи, принятому ещё в 2010 году, размер премии зависит от индивидуальных производственных показателей работника, и стаж здесь не важен. Поэтому претензии по распределению премии несправедливы в корне.

Кроме того, индексация зарплаты проводилась, и за четыре года среднемесячная зарплата выросла на 47%, ставка тогда была 48 руб. в час. Впрочем, скорее всего, авторы письма и не имели в виду буквального равенства сумм, говоря, что зарплата сейчас на уровне 2008 года. Просто тогда и цены были иными. Пакет молока, к примеру, стоил в среднем 24 рубля, а сегодня – 41... Получается, что ещё и больше зарплата была, то есть на неё можно было больше купить, чем на сегодняшнюю.

Есть в команде телеграфистов и молодёжь.

Но главное, ни в дирекцию, ни в профком, ни к своей начальнице, которая, к слову, была в отпуске, когда коллектив подписывал письмо, работники не обращались.

– Никаких вопросов от работников телеграфа не поступало, – говорит председатель объединённой профсоюзной организации Московской дирекции связи Елена Усманова. – Существует порядок обращений – сначала к своему начальству, в кадры, в профком, в объединённый профсоюз, к вышестоящему руководству и только потом, если последовательно на всех этих этапах тебе не помогли, стоит обратиться в дорпрофсож и газету.

– Что же касается размера премии, – разъясняет заместитель начальника Дирекции связи по экономике и финансам Надежда Григорьева, – после спада кризиса ОАО «РЖД» был выделен ранее оптимизированный фонд оплаты труда. Работникам поэтапно стал увеличиваться размер премии. В 2010 году у телеграфистов она увеличилась до 76%, а с 1 октября этого года – до 86%. При этом процент премии здесь выше, чем у телеграфистов других телефонно-телеграфных станций Московского регионального центра связи. И даже у работников основных производственных групп премия ниже. Скажем, у электромеханика – 51%, у электромонтёра – 35%. В начале следующего года планируется очередной пересмотр размера премии.

В комнате за дверью с табличкой «Посторонним вход запрещён» тихо. Здесь давно нет электромеханических телеграфных аппаратов. А из-за вредности работы в шуме был сокращён рабочий день. Сегодня в просторном помещении телеграфисты сидят за компьютерными мониторами, а свободное место занимают комнатные пальмы и фикусы. Только стрекотня быстро бегающих по клавиатуре пальцев и скрежет печатающейся на матричном принтере ленты телеграмм выдают, что идёт работа с передачей текста.

Сегодня кажется, что значимость телеграфа ушла в прошлое, но на железной дороге это не так. Здесь он выполняет не только функцию доставки информации. С появлением электронной почты необходимость в телеграммах отпала. Но как быть, когда важны документальность и безопасность доставки этой информации? Телеграф, если принял послание к отправке, гарантирует, что составлено оно по всем правилам лицами, имеющими на это право. И адресат знает, что на телеграфе лежит тот заверенный документ, текст которого он получил телеграммой.

Не чужды телеграфу и новшества. Когда-то в годы войны московские телеграфисты обеспечили связью блокадный Ленинград. Линии были повреждены бомбёжками, и тогда пришла идея организовать телеграфирование по радио. С помощью буквопечатания по каналам радио тогда удалось достичь устойчивой и зашифрованной связи с осаждённым городом. Сколько жизней спасли телеграфисты, сумевшие в предельно короткие сроки придумать и реализовать этот радиотелеграф.

И сегодня вводятся новые технологии. На железной дороге, где адресаты постоянны, уже внедряется система прямых соединений. На компьютер абонента устанавливается специальная программа, и непосредственно с того телеграфа, где послание было подано, телеграфист сможет направить его на монитор адресата. Это позволит укрупнить телеграфы и ускорить доставку.

– Дело у нас ответственное, – говорит Нелли Чернова. – Мы передаём телеграммы-«окна» о ремонтных работах, сбоях и о погодных условиях, об изменениях в расписании. Всё это важно передать вовремя. Есть разные степени срочности телеграмм. Нужно постоянно отслеживать этот фактор. Самое важное для нас – внимательность, одна буква не та или знак – это не просто ошибка, а брак в работе. Адрес пишется сокращёнными наименованиями, и мы их все должны знать наизусть, чтобы быстро отправить нужному адресату. Хотелось бы, конечно, чтобы наш труд ценился больше. Сейчас, после обращения, премия у нас выросла, и для меня это ощутимо. – Нелли Егоровна достаёт из сумки расчётный листок. – Будь зарплата выше, может, не было бы текучки, как сейчас. У нас практически все работники из Подмосковья, москвичи на такую зарплату не пойдут – «чистыми» получаем чуть больше 20 тыс.

– До сих пор нас волнует график, – делится молодая сотрудница Юлия Нестеренко и открывает свою тетрадку, где в ряд написано «5, 7, 12–13, 16 ноября…», что-то обведено, что-то подчёркнуто. – Вот мой график работы. Он каждый месяц разный, спланировать ничего невозможно! А для многих это очень важно. У меня, например, двое детей, а муж работает сутки через трое. Родственников у нас рядом нет, помогать некому. И с таким графиком очень тяжело.

Телеграф функционирует круглосуточно семь дней в неделю. Естественно, работают телеграфисты 12-часовыми сменами и ночью, и в выходные.
– График смен у нас действительно неудобный, но он оптимальный по нашим условиям, – говорит руководитель телефонно-телеграфной станции Центрального узла связи Роза Кучумова. – При таком большом коллективе телеграфистов – 44 человека, мы просто не можем составить жёсткий график. Потому что тогда получится, что у нас в будни работают 10 человек и в выходные, когда нагрузка низкая, тоже 10. В будни не сможем справляться с потоком, а в выходные окажемся без дела.

Вакансии, конечно, есть, но нельзя сказать, что существует острая нехватка кадров. Трудность наша и в том, что нового человека нужно обучить работе, а на это уходит немало времени. И жаль, когда человек недолго проработал и ушёл. Получается, что и мы тратим время на обучение, и новичок ещё в полную силу не работает, а потом отдачи никакой нет. И нельзя сказать, что график тут единственная причина увольнений. Трудная ответственная работа, невысокая для Москвы зарплата – всё это вместе. Сказывается и общий демографический спад. Но тем, кто «прикипел» к делу, работа нравится. График составляется на квартал, и люди знают его заранее. Если кому-то по важным причинам нужно поменяться, мы решаем вопрос индивидуально.

И вот что получается – на все вопросы рабочим ответили, по поводу графика подробно разъяснили, что составляется он в соответствии с законом и нарушений нет. Но ведь люди и не говорят, что это не так! Они говорят, что он очень неудобный, и просят найти возможность его изменить. Кажется, это не только в их личных интересах, но и самой компании, ведь хорошо отдохнувшие, выспавшиеся люди и работать будут лучше.

Да, обратились они через «голову» своих начальников, да написали жалобу, пока руководитель был в отпуске. Но видится за этим не жажда скандала, а, пожалуй, только простая вера в справедливость. Какую-то высшую, не правовую, а человеческую справедливость. И слава Богу, что она у людей ещё есть.

Кажется, просто объясняются все вопросы, столь волнующие телеграфистов. Но ведь они есть, накопилось их много, а значит, корни их где-то глубже. И, пожалуй, проросли они не в этих стенах и даже не в компании. Сегодня у нас так очень часто – рабочие люди нужны, их труд важен, но мало ценится и зачастую низко оплачивается. Где нужна только физическая сила, места уже заняли гастарбайтеры, а где усидчивость и внимательность, там держат амбразуру те самые «женщины предпенсионного возраста» да выпускники-энтузиасты.

Наталья Цыплева
Москва
Фото автора

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31