11 апреля 2021 10:27

Осенние перепады

Системные меры повысили эффективность использования привлечённых вагонов



В октябре в наибольших объёмах вновь грузили каменный уголь

В октябре значительно снизилась динамика погрузки – до 1,3%. В то же время по итогам 10 месяцев темпы прироста объёмных показателей сохраняются примерно такими же, как и в течение всего года, – на уровне 3,2%.

В октябре на сети традиционно завершилась подготовка к зиме. Наибольшие проблемы с этим были на Приволжской, Московской, Забайкальской, Калининградской и Северо-Кавказской. Гораздо лучше положение на Западно-Сибирской и Восточно-Сибирской, где зима уже вступила в свои права. И если учесть, что на Северо-Кавказской ещё в конце месяца было тепло, то разброс температур на сети достигал 50 градусов.

По сравнению с сентябрём в октябре не произошло заметных изменений в структуре погрузке. По данным ЦФТО, наибольшая доля погрузки в общем объёме принадлежит каменному углю – 24,7%, на нефть приходится 18,9%, строительные грузы – 15%, железную руду – 8,9%, чёрные металлы – 5,3%, промсырьё – 3,3%, удобрения – 3,2%.

Грузопотоки в октябре стали более экспортоориентированными. Такие перевозки по сравнению с прошлым годом выросли на 4,2%, но ещё больше, на 8,9%, по отношению к сентябрю. Конвенции вводились в адрес портов Дальнего Востока. И всё же в целом в конце октября погрузка в порты к прошлому году выросла на 6%. Особенный прирост наблюдался в адрес портов Октябрьской.

В обзоре месяцем ранее мы отмечали, что в сентябре в компании удалось в лучшую сторону переломить ситуацию с работой привлечённым парком полувагонов. Правда, на безубыточный результат на сети так и не вышли. Несмотря на текущую положительную динамику по погрузке парка ВСП, этого не удалось достичь и в октябре. Вместе с тем анализ работы парка ВСП свидетельствует о положительной по отношению к иным собственникам вагонов динамике показателей его использования. Системная и целенаправленная работа увеличила погрузку полувагонов ВСП к уровню марта на 28,2%, тогда как за аналогичный период парк полувагонов остальных собственников вырос на 26,9%, а их погрузка – на 14,1%. Как сообщили в ЦФТО, реализация технологических решений сократила время оборота парка ВСП на 24%, с 17,5 суток в марте до 13,37 – в октябре, что свидетельствует о более эффективной работе по сравнению с вагонами крупнейших операторов. Универсальность полувагонов ВСП увеличила их использование под сдвоенные грузовые операции до 18% при общесетевом показателе в 4%. Повышен уровень технической и отправительской маршрутизации.

Коэффициент сдвоенных операций позволяет увеличить и введённая с 1 ноября унификация тарифов на пробег порожних универсальных платформ и полувагонов независимо от ранее перевозимого груза.

По данным ЦФТО, этот коэффициент в 2007 году составлял 1,3, а в 2011-м достиг минимума – 1,04. На Октябрьской, Красноярской, Восточно-Сибирской и Забайкальской – равнялся единице, то есть сдвоенные операции на этих дорогах практически отсутствуют.

Только на 40 крупных погрузочно-выгрузочных станциях за прошлый год прибыло во встречном направлении более 550 тыс. полувагонов. Это ежесуточно 3 тыс. дополнительных операций по приёму, отправлению, формированию и подаче вагонов на грузовых станциях и 6 тыс. операций по переработке в пути следования на сортировочных станциях.

Такая ситуация характерна и для других типов универсального подвижного состава – крытых и платформ.

Это привело к значительному увеличению порожнего пробега универсальных вагонов, что подняло до критической нагрузку на инфраструктуру, технологию, тяговые и маневровые ресурсы, отвлекая их на непроизводительные операции, связанные с перемещением и переработкой порожних вагонов.

Для размещения дополнительных вагонных парков без негативных последствий для перевозочного процесса требуется построить более 1230 км станционных путей на основных направлениях сети.

Начиная с сентября прослеживается положительная динамика и в сокращении доли вагонов, прибывших с превышением сроков доставки, – до 15,1%, в октябре она снизилась до 13,8%. Пик роста доли вагонов, прибывших с просрочкой, пришёлся на август и составил 15,7%. Максимально просрочка снижена на Северо-Кавказской (на 15,7%), Южно-Уральской (на 5,7%), Красноярской (на 4,1%), Московской (на 3,5%) и Свердловской (на 3,1%) дорогах.

В январе – октябре пассажирооборот возрос на 3,8% к периоду прошлого года, в том числе в дальнем следовании – на 2,6% и в пригородном сообщении – на 8,3%. Ещё большими темпами росли собственно перевозки пассажиров – на 6,6%. Правда, в дальнем следовании незначительно – на 1,7%. А вот в октябре пассажирооборот поднялся совсем не намного – на 1,4%. Рост отправления пассажиров был более заметен – на 3%, но он пришёлся целиком на пригород.

Что касается прогнозов по погрузке на ноябрь, то традиционно она не дотягивает до уровня октября на 3–5%. Это сказывается и на финансовых показателях. Если судить по прошлому году, то в ноябре к сентябрю наиболее заметно упали строительные грузы (–15,4%), цемент (–23,9%) и металлолом (–17,9%). Это объясняется сезонностью погрузки, когда снижается спрос со стороны потребителей, а холода затрудняют работу грузоотправителей.

Отдел эксплуатационной работы транспорта


Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30