16 октября 2021 02:38

Любовь по наследству

Наша газета всегда отстаивала права и интересы железнодорожников

Один из главных редакторов «Гудка» Юрий Казьмин сказал как-то, что «интерес и любовь к нашей газете передаются железнодорожниками из поколения в поколение, как бы по наследству. На стальных магистралях нередки семьи, где ветераны бережно хранят уже пожелтевшие от времени отдельные номера «Гудка» или вырезки из них с наиболее понравившимися рассказами о том или ином знаменательном и памятном событии, об интересных людях и трудовых буднях коллег».

«Гудок» читают на выставках, дома и в поездах
Эти слова в полной мере относятся и к белорусским железнодорожникам, особенно старшего поколения. Лет двадцать назад «Гудок» у нас в республике выписывали до 20 и более тысяч человек. А если учесть, что почти на каждой крупной станции, во всех депо были стенды, где регулярно вывешивались последние номера «Гудка», то их мог прочитать буквально каждый. К сожалению, после распада Советского Союза ситуация резко изменилась. Это повлекло за собой серьёзные негативные последствия, прежде всего в экономике и в социальной сфере, сказалось на жизненном уровне людей. В эти беспощадные жернова попали и железнодорожники, и их любимая газета. Поэтому сегодня на Белорусскую дорогу приходит не более тысячи экземпляров «Гудка».

Конечно, газета теперь о делах на дорогах бывших союзных республик рассказывает реже. Но поскольку наши стальные магистрали по-прежнему «связаны верёвочкой одной», то, значит, знать, что, где и когда происходит, просто необходимо. И «Гудок» в этом деле незаменимое подспорье. Его читали, ценили и уважали отцы и деды. А их дети привыкли к «Гудку» едва ли не с пелёнок.

«Гудок» воспитал не одно поколение журналистов. С рабкоровских заметок начинал свой творческий путь бывший помощник машиниста, затем сотрудник газеты, а позже известный писатель Аркадий Сахнин. Рядовым железнодорожником на Забайкальской магистрали начинал свой трудовой путь мой предшественник – собкор «Гудка» на Белорусской дороге Дмитрий Сверкунов. Довелось мне поработать также с человеком, который сам стоял за правым крылом локомотива, а потом стал отличным журналистом, – Василием Чибисовым, написавшим документальную повесть о машинистах.

На долю моего поколения гудковцев 90-х годов выпало нелёгкое испытание. После распада огромного государства началось нечто невообразимое: падали объёмы перевозок, свирепствовала гиперинфляция. У новоиспечённых суверенных государств появились свои деньги, а вместе с ними и неразбериха с взаиморасчётами за транспортные услуги, возникли заторы на пограничных станциях. Появились сложности и в нашей работе: в 1994 году автор этих строк, коренной житель Белоруссии, вынужден был получать официальную аккредитацию в родном Министерстве иностранных дел как иностранный журналист, поскольку являлся представителем российской газеты. Увидев этот документ, главный редактор «Гудка» Юрий Казьмин чуть не упал со стула...

Но, несмотря ни на что, передо мной была поставлена задача честно и объективно рассказывать читателям «Гудка» обо всём, что происходит в республике. И в первую очередь о том, какие возникают проблемы на железной дороге, как они решаются, и, разумеется, о том, как живут и работают в этих условиях её люди. В «Гудке» регулярно выходили политические дневники о ситуации в Белоруссии. Как потом выяснилось во время одной из командировок на Урал, их с интересом читали и там. По заданию руководства Белорусской железной дороги мне не раз приходилось выезжать на приграничные станции, чтобы разобраться в возникших там проблемах. Я участвовал почти во всех наиболее крупных внутридорожных и международных совещаниях, чтобы быть в курсе того, что происходит на дороге и у соседей. И нередко публикации об этом в «Гудке» давали позитивные результаты.

«Гудок» всегда отстаивал права железнодорожников. Помню, когда мне рассказали о судьбе экономиста службы пути Анны Сенивой, я буквально потерял покой и сон. Она после окончания железнодорожного техникума была направлена на работу в Уфу и стала там бригадиром. Но случилось несчастье: во время работы она случайно попала под вагон и осталась без ног. Уже на протезах окончила институт и ещё 33 года работала инженером-экономистом на Белорусской дороге. Но когда ушла на пенсию, то оказалось, что действовавший ранее закон о возмещении вреда, причинённого здоровью в результате производственной травмы, для граждан, проживающих не в России, уже не имеет юридической силы. Все её попытки добиться справедливости ни к чему не привели. Но когда её история была рассказана в «Гудке», буквально через две недели из МПС России пришёл ответ, что это форменное безобразие и издевательство над человеком и что справедливость будет восстановлена: Анна Максимовна станет пожизненно получать все пособия, которые ей положены по закону. И обещание было выполнено. А рассказал я эту историю, чтобы подчеркнуть, что такой результат – самая высокая награда для журналиста.

Конечно, за годы работы в «Гудке» мне удалось познакомить его читателей со многими выдающимися людьми земли Белорусской. Это первый конструктор наших автомобилей-богатырей и первых в СССР большегрузных автопоездов Минского автозавода Михаил Высоцкий, всемирно известный художник, бывший узник концлагерей Дахау и Бухенвальд, лауреат Государственных премий СССР и Республики Беларусь Михаил Савицкий. В том же ряду народные артисты двух братских стран Владимир Гостюхин и создатель прославленного ансамбля «Песняры» Владимир Мулявин.

Все эти примеры свидетельствуют только об одном: «Гудок» не замыкается в рамках сугубо железнодорожных проблем. Газета открывает перед своим читателем всё многообразие жизни человека, стремится расширить его кругозор, пробудить интерес ко всему, что его окружает. В этом секрет её творческого долголетия и популярности у читателей.

Валерий Перзашкевич,
собственный корреспондент газеты «Гудок»
на Белорусской дороге (1992 – 2002 годы),
почётный железнодорожник

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31