16 октября 2021 01:40

Штраф без закона

ФАС пытается наказать ОАО «РЖД» за отсутствие нормативной базы



Постановление правительства о привлечённом парке ФАС не остановило

Федеральная антимонопольная служба приняла постановление, согласно которому ОАО «РЖД» должно выплатить штраф в размере свыше 2,2 млрд руб. за злоупотребление доминирующим положением на рынке. В РЖД указывают, что не имели возможности исполнить предписание службы из-за отсутствия законодательной базы.

В своём постановлении о наложении штрафа ФАС указывает, что РЖД не выполнили предписание службы от 5 декабря 2011 года, в котором предлагалось удовлетворять заявки на перевозки грузов на условиях инвентарного парка путём взаимодействия с ОАО «ПГК» и ОАО «ВГК» и другими операторскими компаниями. После того как прекратил своё существование инвентарный парк, ряд небольших грузоотправителей обратились в службу с жалобой на рост цен на услуги частных операторов и на невозможность в связи с этим вывезти свою продукцию.

При выделении из ОАО «РЖД» Второй грузовой компании в 2010 году ФАС выдала предписание ОАО «РЖД», по которому компания была обязана обеспечивать перевозки по тарифам Прейскуранта 10-01, однако механизм предоставления вагонов разработать так и не удалось. Как подчёркивается в постановлении, из-за таких действий РЖД и применения ими агентской схемы перевозок «для крупных грузоотправителей доступность услуг (степень удовлетворения заявок) снизилась с 90% до 60%, а для малого и среднего бизнеса – с 75% до 35%».

Согласно Кодексу об административных правонарушениях штраф по этой статье о злоупотреблении доминированием может быть наложен в размере от 0,3% до 3% от совокупной годовой выручки нарушителя на этом рынке. Учитывая, что оборот компании составляет около триллиона рублей, штраф выписан по нижнему пределу.

Интересно, что спустя всего две недели после прошлогоднего предписания ФАС правительство в конце декабря 2011 года приняло постановление № 1051 о создании привлечённого парка (ВСП), которое и сняло все вопросы по социально значимым перевозкам. Однако в службе полагают, что решение проблемы не было связано с деятельностью РЖД, хотя всем известно, что сама компания принимала самое активное участие в разработке, а затем и в реализации этого постановления.
«Постановление правительства № 1051, как мы считаем, и доказывает нашу правоту в споре, – заявил «Гудку» заместитель руководителя начальника правового департамента ОАО «РЖД» Алексей Васильев. – Только благодаря этому документу был определён порядок привлечения вагонов у других собственников, под это постановление Федеральная тарифная служба разработала тарифные условия и чёткие правила, как учитывать наши расходы. А ФАС требовала от нас, чтобы РЖД в отсутствие законодательной базы каким-то образом с помощью каких-то корпоративных процедур привлекали у наших дочерних компаний и посторонних собственников парк и возили грузы по ценам Прейскуранта 10-01».

Кроме того, как подчёркивает Алексей Васильев, сложилась интересная ситуация. ОАО «РЖД» обжаловало прошлогоднее предписание ФАС, и в августе этого года Арбитражный суд Москвы признал его недействительным. ФАС в ответ подала апелляцию, рассмотрение которой назначено на 15 ноября. И за два дня до этого срока, зная, что пока по решению суда действия службы признаны незаконными, она выносит новое постановление о наложении большого штрафа.

В ФАС предоставить комментарий руководства не смогли.

Как полагает руководитель комиссии по железнодорожному транспорту «ОПОРы России» Глеб Киндер, скорее всего, чиновники службы действуют формально. «Если на заседании комиссии в ФАС, на которой и рассматривались в прошлом году жалобы от грузоотправителей, было принято решение о виновности РЖД и они не исправляют ситуацию, то штраф должен быть выписан, иначе встанет вопрос об административной ответственности уже руководителей самого ведомства, – говорит Глеб Киндер. – В 2012 году ситуация с подвижным составом выправилась, мы видим, что реформы продолжаются и дают результат. Мне неизвестно о каких-то жалобах небольших грузоотправителей на отсутствие подвижного состава в этом году».

РЖД получили постановление и будут его обжаловать, сообщили в компании. Даже если 15 ноября апелляционный суд признает предписание ФАС от прошлого года необоснованным, то это дело всё равно не будет закрыто, и придётся проходить новые судебные круги уже по отмене штрафа. Как говорят в РЖД, это потребует значительных материальных и временных издержек.

Сергей Плетнёв


О других судебных разбирательствах с ФАС – на стр. 4
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31