13 апреля 2021 11:28

Сезонный запас

На магистрали обеспокоены низкой эффективностью планирования



Зимний завоз позволяет выровнять нагрузку на инфраструктуру дороги, эффективнее использовать погрузочные ресурсы

В ноябре на Свердловской дороге стартовал зимний завоз – доставка строительных материалов на север Тюменской области, в Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа. Однако пока к отгрузке заявлено всего чуть более 4 млн тонн.

Зимний завоз продлится до мая 2013 года. Его идея не новая, балластный щебень на прирельсовые склады всегда завозили во время спада пассажирских перевозок и уменьшения количества «окон». Железнодорожники же стали инициаторами организации зимнего завоза нерудных материалов и на другие строительные площадки.

«Мы поддерживаем эту идею и предлагаем зимний завоз принять как основную технологию по доставке щебня в северные районы», – поясняет исполнительный директор ассоциации «Карьеры Урала» Ирина Викулова. По её словам, прошлой зимой возросла отправка материалов, выровнялась нагрузка на инфраструктуру дороги, более эффективно использовались погрузочные ресурсы.

Как отмечают на Свердловской дороге, за десять месяцев нынешнего года на север Уральского федерального округа завезено 14,4 млн тонн щебня (на 1 млн тонн больше, чем за 2011-й). Из них во время зимнего завоза – 8,5 млн тонн. В новом сезоне дорога намерена завезти уже 9 млн тонн. Но эффективной работы может не быть. «Целый ряд предприятий не проявляет никакой активности в планировании перевозок, заняв выжидательную позицию, – рассказывает первый замначальника СвЖД Валерий Фомин. – По программе зимнего завоза к отгрузке заявлено всего 4,1 млн тонн. Отправители не имеют подписанных договоров с грузополучателями, поэтому не оформляют заявки на перевозку, что не позволяет дороге качественно планировать».

По словам Валерия Фомина, в данной ситуации практически невозможно эффективно использовать высвободившиеся мощности инфраструктуры. Велика вероятность того, что основной объём перевозок придётся с весны по осень. «Допустить этого нельзя, поскольку в этот период увеличится количество пассажирских и пригородных поездов. Ситуация осложнится и тем, что в 2013 году на участке Войновка – Сургут – Коротчаево начнётся строительство 150 км вторых путей, дополнительных разъездов. Запланирован беспрецедентный объём летних путевых работ. В связи с этим возможность завоза стройматериалов по программам регионов на данном направлении будет ограничена», – подчёркивает Валерий Фомин.

Ассоциация «Карьеры Урала» тоже ратует за чёткий механизм планирования поставок щебня. «Это является не только одним из условий успешной работы РЖД, но и позволит избежать издержек, возникающих у портов при заказе щебня на свои склады. А производители щебня смогут спланировать ремонт оборудования», – отмечает Ирина Викулова. Кроме того, планирование перевозок щебня позволит операторским компаниям точно согласовывать с РЖД распределение порожних вагонопотоков.

Но пока создаётся впечатление, что потребители щебня несколько успокоились. «Мониторинг показал, что Тобольский порт, компании «Ханты-Мансийскдорстрой», «Северспецтранс» имеют остатки с прошлого завоза, а Сергинский и Сургутский порты не могли определиться с объёмами складирования из-за того, что не прошли тендеры», – объясняет Ирина Викулова.

Организация завоза строительных материалов обсуждалась на региональном координационном совете с участием правительств Свердловской и Тюменской областей, Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого округов. Было замечено, что необходима слаженная работа всех – железной дороги, региональных органов власти, грузоотправителей и потребителей продукции, трейдеров и компаний-операторов. Главам регионов также рекомендовано обеспечить своевременное проведение конкурсных процедур, финансирование поставок и заключение контрактов на дорожно-строительные работы сроком на 2–3 года. В свою очередь, на Свердловской дороге организована работа «проектного офиса» по встречному планированию перевозок на Север.

Евгения Мусихина,
соб. корр. «Гудка»
Челябинск

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30