26 января 2022 08:28

Всё упирается в землю

Пробелы в законодательстве затрудняют развитие сети

Развитие железных дорог России сегодня невозможно без серьёзных изменений в законодательстве. В ноябре начнётся активное обсуждение новой редакции Гражданского кодекса (ГК).

Сергей Гаврилов, председатель комитета Государственной думы по вопросам собственности
– Сергей Анатольевич, какие наиболее важные законодательные инициативы в ближайшее время коснутся ОАО «РЖД»?
– На сегодня будущее отрасли во многом зависит от того, какие законодательные решения будут приняты в сфере регулирования правоотношений собственности и аренды земельных участков, а также возводимых на них объектов недвижимости.
Законодательные новации связаны с принятием новой редакции ГК. Предполагается серьёзное изменение регулирования отношений собственности, ограниченных вещных прав и аренды недвижимого имущества, в том числе земельных участков.
Предложенные поправки повлияют на формирование правовых условий на рынке услуг железнодорожного транспорта. Прежде всего на развитие его инфраструктуры, основу которой составляет переданное в уставный капитал ОАО «РЖД» имущество.

– Нормы ГК, принятого в первом чтении, вас не устраивают?
– Первая редакция содержала немало противоречий. Например, запрещалось предоставление в аренду земельных участков для строительства зданий и сооружений с возникновением права собственности на построенный объект у арендатора.
А недвижимость, возведённая на всех без исключения арендованных участках, становилась собственностью владельца земли, а не застройщика.
Эта норма могла бы крайне негативно отразиться на развитии транспортной инфраструктуры, которая размещается по большей части на арендованной земле.
Поэтому с подачи комитета по вопросам собственности в текущей редакции законопроекта запрет аренды участков под строительство не будет распространяться на участки, арендованные до изменения кодекса.
Проще говоря, здания и сооружения ОАО «РЖД», построенные на арендованных участках, не будут отчуждены в пользу собственника земли. Кроме того, компания имеет право строить на участках, арендованных до принятия
ГК в окончательной редакции.
С другой стороны, многие нормы законопроекта носят общий характер, а потому требуют специального регулирования в федеральных законах о железнодорожном транспорте, налоговом и земельном законодательстве.
На наш взгляд, собственники объектов железнодорожной инфраструктуры общего пользования должны иметь право либо собственности, либо постоянного пользования и застройки на земельные участки, где находятся объекты инфраструктуры.

Объекты транспорта в основном размещаются на арендованной земле, и это не должно быть препятствием для его развития
– В зданиях, принадлежащих ОАО «РЖД», сегодня располагаются многочисленные государственные учреждения. Нормально ли это?
– Сегодня объекты недвижимости ОАО «РЖД» общей площадью почти полмиллиона квадратных метров предоставлены различным органам государственной власти – подразделениям МВД, прокуратуре, ФСБ, Росгранстрою. При этом более 90% площадей в соответствии с требованиями закона предоставлены безвозмездно.
Такая ситуация оказывает колоссальное давление на компанию. В силу особенностей налогового законодательства России большой объём недвижимости искусственно завышает налог на прибыль ОАО «РЖД». Кроме того, компания за эти объекты платит земельный налог и налог на имущество.

– Как можно законодательно минимизировать эти убытки?
– Нужно инициировать внесение ряда изменений в Налоговый кодекс. В первую очередь установить льготы по налогу на имущество организаций и земельному налогу при передаче недвижимости государственным органам по договору безвозмездного пользования.
Затем необходимо снизить налог на прибыль на стоимость имущества, переданного государственным органам безвозмездно.
Наконец, освободить налогоплательщика от НДС по товарам, работам, услугам в отношении имущества, безвозмездно отчуждаемого госорганам.

– Какие ещё законодательные предложения, касающиеся ОАО «РЖД», рассматривают сейчас депутаты?
– В Госдуму внесён законопроект, отменяющий льготы по налогу на имущество для естественных монополий. По расчётам Минфина, отмена льгот увеличит налоговые платежи для ОАО «РЖД» с 17,2 млрд руб. до 50,1 млрд руб.
Такое дополнительное налоговое бремя может серьёзно снизить инвестиционную привлекательность и конкурентоспособность компании. Мы же понимаем, что в итоге налог на имущество с инфраструктурных объектов заплатят потребители – пассажиры и грузоотправители. Рассмотрение этих изменений пока отложено.
Возвращаясь к проблеме застройки, мы считаем необходимым предоставить собственникам и владельцам инфраструктурных объектов железнодорожного транспорта дополнительные средства правовой защиты – от самовольных занятия и застройки территории полос отвода путей.

– РЖД должны развиваться, расти. За счёт каких земельных ресурсов?
– Ввиду специфики размещения железнодорожной инфраструктуры – её существенной протяжённости и линейного характера – всё более остро вырисовывается проблема нехватки существующего земельного фонда железных дорог для строительства новых транспортных объектов. Особенно в крупных городах с большой плотностью застройки.
Нормативная база существенно отстала от насущных потребностей развития дорог и нуждается в безотлагательной модернизации.

– У вашего комитета есть своё решение этой проблемы?
– Считаем необходимым сократить сроки изъятия земель. В первую очередь сократить срок, в течение которого участок не может быть изъят принудительно, а также сроки рассмотрения судебных дел об изъятии. Сегодня же процесс изъятия земель затягивается до пяти лет.
Кроме того, надо оптимизировать процедуру независимой оценки рыночной стоимости изымаемых объектов и компенсируемых убытков. Параметры, учитываемые независимым оценщиком, должны быть прописаны в законе, чтобы исключить спекуляции недобросовестными правообладателями изымаемых земель.
Все максимальные сроки по этим процедурам должны быть прописаны в законе.

Беседовал
Юрий Можаев

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30