16 октября 2021 03:29

Попались на подмене

Попытка выдать нефть за иной груз превратилась в отлаженную схему

Ряд грузоотправителей регулярно наносят убытки Свердловской железной дороге. Мошенники перевозят нефть под видом других грузов.

Что за груз предъявлен к перевозке, помогает определить экспертиза
По словам пресс-секретаря Пермского региона обслуживания СвЖД Галины Ибрагимовой, ещё в прошлом году в результате проверок и испытаний изъятых проб груза оформлено пять коммерческих актов на компании ООО «Прогресс» и ООО «Экспресс». В их перевозочных документах было указано наименование груза – конденсат из природных газов, в то время как результаты исследований показали, что изъятые образцы являются сырой нефтью.
«В результате несоответствия наименования груза произошло снижение стоимости перевозок, в связи с чем грузоотправителям ООО «Прогресс» и ООО «Экспресс» были предъявлены штрафы, суммарный размер которых составил более 5,3 млн руб. Однако штрафы не были добровольно оплачены, поэтому ОАО «РЖД» предъявило иски в арбитражный суд», – отметила Галина Ибрагимова.

В прошлом году состоялось три судебных заседания, в ходе которых ООО «Прогресс» было заявлено ходатайство о проведении независимой экспертизы груза.

Прежние пробы груза проводились в Центральной химико-аналитической лаборатории Пермского районного нефтепроводного управления филиала ОАО «Северо-Западные магистральные нефтепроводы». После проведения судебной экспертизы решением Арбитражного суда Пермского края иск ОАО «РЖД» на сумму более 1,3 млн руб. был удовлетворён. Но лишь частично – в размере 50% от заявленных требований.

Тем не менее такой ход событий ООО «Прогресс» не удовлетворил, и грузоотправитель подал апелляционную жалобу. Однако постановлением апелляционной инстанции решение Арбитражного суда Пермского края было оставлено без изменения, а апелляционная жалоба ООО «Прогресс» – без удовлетворения, после чего решение суда вступило в законную силу. Остальные иски 2011 года сейчас рассматриваются арбитражным судом.

Факты несоответствия наименования грузов, в том числе и по перевозке нефти, обнаруживаются регулярно. По словам первого заместителя начальника департамента безопасности ОАО «РЖД» Григория Григорьева, раньше такие схемы жили благодаря отсутствию государственных стандартов на определения грузов.
«Когда происходят плановые проверки на железной дороге, то берутся пробы. Однако по причине отсутствия ГОСТов сравнить полученный результат было не с чем, так как не было эталона. Недобросовестные перевозчики этим пользовались, прописывая технические условия (ТУ) того или иного груза так, как им удобно, беря за основу нефть. После же в суде они доказывали свою правоту на основе заполненных ими же ТУ, в которых нефть была прописана как газовый конденсат, – отметил Григорий Григорьев. – Тем не менее мы надеемся, что в будущем таких случаев будет значительно меньше, поскольку с 1 июля текущего года правительством всё же были установлены государственные стандарты на определения данных грузов».

Григорий Григорьев добавил, что схема недобросовестной перевозки грузов работает также по причине того, что погрузка нефтепродуктов производится грузоотправителем на территории своего предприятия, а ОАО «РЖД» принимает груз к перевозке уже на выставочных путях в опломбированных грузоотправителем цистернах.
«Дело в том, что в соответствии с правилами заполнения перевозочных документов на перевозку грузов все данные, в том числе и наименование груза, указываются в перевозочных документах грузоотправителем, а перевозчик на основании уже заполненных документов производит расчёт стоимости перевозки. Это правила Устава железнодорожного транспорта РФ, в котором прямым текстом сказано, что перевозчик имеет право, но не обязан проверять достоверность сведений, указанных грузоотправителем в железнодорожных накладных, в том числе и наименование груза, чем, в свою очередь, пользуются недобросовестные грузоотправители», – отметил первый заместитель начальника департамента безопасности.

Галина Ибрагимова также заметила, что в текущем году прецедент вновь повторился – мошенники воспользовались старой схемой, тем не менее были пойманы Пермским ЛУМВД России на транспорте. После испытаний изъятых проб груза, проводившихся в той же лаборатории, опасения железнодорожников оправдались, и на грузоотправителя ООО «Экспресс» было оформлено 6 коммерческих актов о несоответствии наименования груза, после чего предъявлены штрафы на общую сумму более 4 млн руб. В ближайшее время иски ОАО «РЖД» к ООО «Экспресс» будут предъявлены в арбитражный суд.
«Цели таких грузоотправителей понять сложно, и кого они пытаются обмануть, тоже не совсем понятно, ведь они уже не раз попадались на одной и той же схеме, – сказал Григорий Григорьев. – Между тем штрафы, налагаемые на таких горе-мошенников, в пять раз превышают изначальную стоимость перевозки груза».

Валерия Лобко

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31