11 апреля 2021 21:56

Общая экранизация отделения

Во время недавнего комиссионного объезда Кировского региона Горьковской дороги вгляделись мы в название на фасаде одной из станций, и показалось – сделана вывеска на чём-то удивительно напоминающем телеэкраны.

Тут вспомнилось: а ведь такой же конструкции вывески приходилось видеть и на других станциях здешних линий.
– Да не может этого быть! – категорически сказал кто-то из приехавших руководителей. – Да, вывеска необычная, старая. Ну вот нашлись тогда дизайнеры, хотя и слова такого ещё не было – стилизовали под формы, которые тогда казались современными, оригинальными, напоминавшие телевизоры. А что – необычно, даже красиво...

Мы разглядывали вывеску и снизу, и сбоку. Восхищались тем, до какой степени планшеты для каждой из букв действительно похожи на телеэкраны: и закруглёнными углами, и выпуклостью. И думали: из чего же всё-таки сделано? А может, правда, из телевизоров? – Да, из них, – подтвердил догадку начальник Горьковской дирекции пассажирских обустройств Андрей Бычихин, который долгое время работал в прошлом на Кировском отделении. – Это именно кинескопы телевизоров.

В начале 70-х годов прошлого века кировчане ощутили потребность в том, чтобы на станциях их отделения появились элементы единого стиля. Тратить на это особенно много средств в ту пору было как-то не принято. Начальство предложило подумать над тем, чтобы сделать единообразные оригинальные и экономичные вывески с названиями. Идея использовать кинескопы телевизоров, конечно же, в первый момент показалась безумной.

Но это был момент истории техники, когда все в стране принялись покупать подешевевшие цветные телевизоры, а старые чёрно-белые оказывались в дальних углах сараев или вообще на свалке. И отделение предложило своим работникам нести аппараты или их кинескопы, ставшие ненужными.

Железнодорожники начали раздобывать телевизоры для своих станций повсюду. Сотни. Без разбору – работающие и неработающие, лишь бы с самыми большими экранами.

Позднее телевизоры распределили. Правда, не особенно равномерно. Серьёзному узловому Яру, например, их досталось всего два, а небольшой линейной станции Марадыковский – аж 13. Но это было справедливо – по количеству букв в названии. И все остались довольны.

Вакуумные трубки разбирали. Для всех станций делали стандартные кронштейны нужной длины. Готовили трафареты.

С тех пор каждый экран в любое время суток показывает своим зрителям одно и то же изображение – единственную букву, зато крупно.

До наших дней кировские «телевизоры» дожили лишь на немногих станциях. Старые вывески демонтировали в последние годы во время реконструкции зданий. А где необычные надписи целы, они напоминают кировским железнодорожникам о том, что их предшественникам были под силу и остроумные идеи, и то, что сейчас можно назвать бережливыми технологиями.

Николай Морохин
Фото автора

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30