13 апреля 2021 04:22

О профсоюзе на эсперанто


Материал стал победителем конкурса публикаций дорожных газет за сентябрь в номинации «Редакционная находка».

На международном конгрессе в Ялте журналист редакции «Красноярского железнодорожника» (филиала ОАО «Газета «Гудок») презентовал работу дорпрофсожа.

В гостеприимном крымском городе-курорте проходил SAT-конгресс. SAT – это Sennacieca asocio tutminda (Всемирная вненациональная ассоциация), международная организация, объединяющая людей из многих стран – участников рабочего и профсоюзного движения, владеющих международным языком эсперанто.

Более 50 представителей съехались в Ялту из стран Западной и Восточной Европы (Франция, Испания, Германия, Болгария), а также из стран СНГ (Украина, Россия, Казахстан). Оргкомитет заранее пригласил автора этих строк, давнего и увлечённого эсперантиста, рассказать о деятельности профсоюзной организации на Красноярской железной дороге. Ведь в Европе не знали, как живут и работают сибирские железнодорожники.

Международный язык эсперанто был создан в конце XIX века российским подданным, польским врачом Людвигом Заменгофом. Идея создания эсперанто (в переводе – «надеющийся») – дать возможность общаться без переводчиков людям разных национальностей, не знающим языков друг друга. Ведь эсперанто нейтрален, он не принадлежит никакой нации. А главное, очень логичен и прост для изучения – всего 16 правил словообразования. При этом богат и разнообразен. Поэтому на рубеже XIX и XX веков очень многие известные европейцы и россияне с энтузиазмом восприняли создание простого вненационального языка. Например, Лев Толстой с удовольствием писал на нём рассказы.

В 20-х годах прошлого века эсперанто массово пришёл в народ. Рабочие люди Европы активно начали его изучать. Набиравшие силу европейские профсоюзы приняли эсперанто как язык общения с зарубежными единомышленниками. Но активнее других его начали использовать профсоюзы работников железных дорог. И эта традиция сохраняется до сих пор.

В Ялту на SAT-конгресс приехал представитель европейской организации эсперантистов-железнодорожников и тоже очень хотел услышать рассказ о деятельности нашего дорожного профсоюза. Делегаты форума не только услышали рассказ, но и с большим интересом посмотрели слайд-презентацию, предоставленную руководством дорпрофсожа. Автору этих строк оставалось только перевести её на эсперанто.

Европейцы были изумлены, а некоторые – даже потрясены. Ведь этот рассказ стал для них настоящим откровением. Такого уровня профсоюзной работы на железной дороге в далёкой Сибири они не могли и представить: профсоюзный контроль за условиями и правильностью оплаты труда, за спецодеждой, забота о здоровье работников и об отдыхе их детей, организация спортивно-оздоровительных мероприятий и многое другое. В самой Европе такое вряд ли увидишь.

Представитель европейских эсперантистов-железнодорожников Марсель Редуле заснял презентацию на видео и скопировал слайд-фильм. Из завязавшегося разговора стало понятно, что европейские профсоюзы отстаивают лишь два приоритетных направления – постепенное повышение заработной платы и единство профсоюзного движения. Как рассказал позже Марсель, во Франции, например, раньше был единый профсоюз железнодорожников, но властям удалось разбить его на два – элитных работников, как он сказал, и остальных.

В других отраслях появилась тревожная для работников практика, применяемая работодателями, – нанимать по временному контракту (использовать аутсорсинг) не только низко-, но и высококвалифицированных специалистов и при этом резко снижать им зарплату. Например, так поступают во Франции с учителями средних школ.

Благодаря общему языку взаимопонимание автора с европейцами было полным. Впечатлённый Марсель рассказал, что в мае 2013 года во французском городе Бордо состоится съезд эсперантистов-железнодорожников Европы. И будет здорово, если получится наладить международное сотрудничество между работниками профсоюза Красноярской магистрали и их зарубежными коллегами.

Андрей Григорьев,
корреспондент газеты
«Красноярский железнодорожник»

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30