22 апреля 2021 02:07

Уроки памяти

Изучению истории учёные предлагают уделить больше внимания

В канун юбилея отечественных железных дорог в ПГУПСе прошла всероссийская научно-практическая конференция, посвященная проблемам изучения истории в системе высшего и среднего профессионального образования.

Студентам даже технических вузов придётся в скором будущем гораздо серьёзнее изучать исторические дисциплины
По словам проректора вуза по научной работе Тамилы Титовой, провозглашение 2012 года Годом истории позволило привлечь внимание россиян к важнейшим датам в биографии нашей страны.

Осмысление пройденного пути является важным условием для успешного и динамичного движения по пути обновления, модернизации, прогресса, инновационного развития.

Так, 1150 лет, прошедшие с момента зарождения российской государственности, показали исключительно важную роль, которая отводится государству, являющемуся высшей формой организации общества.

В свою очередь 400 лет, отделяющие нас от неимоверно сложных и противоречивых событий Смутного времени, подтвердили, как много зависит от каждого гражданина и насколько огромен потенциал народа, если он не безмолвствует. А 200 лет, прошедшие со времён Отечественной войны 1812 года, позволили в полной мере осознать величие подвига армии и народа, всех участников героического противоборства России с армией захватчиков.

По мнению проректора ПГУПСа по культуре Игоря Киселёва, в этом ряду достойно упоминание и ещё об одной славной дате – 175-летии российских железных дорог. Для огромной страны, в которой развитие транспортной инфраструктуры имело первостепенное значение, сооружение Царскосельской железной дороги стало началом грандиозной эпопеи по реализации планов великого учёного и государственного деятеля Павла Мельникова по созданию в короткие сроки железнодорожной сети для развёртывания индустриализации России и выдвижения её в число ведущих держав. Касаясь развития высокоскоростного пассажирского транспорта, учёный отметил явное отставание России в этой сфере от Японии, Франции, Испании, Китая и ряда других стран.

Участники конференции большое внимание уделили также проблемам введения нового Федерального государственного образовательного стандарта. Рабочая программа исторических дисциплин, разработанная под руководством академика Александра Чубарьяна, предусматривает освоение студентами огромного теоретического и фактического материала.

В связи с этим необходимо увеличить время, отводимое в вузах на изучение истории, поскольку нынешних 36 часов явно недостаточно. Кроме того, нужно расширить перечень учебников для подготовки студентов. Заведующий кафедрой истории ПГУПСа Владимир Фортунатов сообщил, что в вузе подготовили книгу «История науки и техники применительно к транспорту» и ряд других. Но они выпущены ограниченными тиражами и не имеют грифа Министерства образования и науки. Отсутствуют мультимедиа-курсы, которые раскрывали бы содержание различных дисциплин с использованием современных технических возможностей. То есть фактически переход к новому образовательному стандарту не обеспечен необходимым спектром учебно-методических пособий.

Как отметил заведующий кафедрой истории Московского педагогического государственного университета Александр Данилов, серьёзного внимания требует также проблема преемственности в изучении всеобщей и российской истории между образовательными учреждениями разных ступеней обучения. Сейчас вчерашние школьники зачастую проходят в вузах уже знакомый им материал, причём в сильно усечённом виде.

Для организации самостоятельной работы студентов участники конференции рекомендовали шире использовать опыт Петербургского государственного университета путей сообщения, в здании которого располагаются Музей истории железнодорожного транспорта, музей ПГУПСа, а также содержательные экспозиции по истории кафедр и факультетов.

Андрей Владимиров
Санкт-Петербург
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30