22 апреля 2021 03:15

Вывел из революции

Николай Голобородов готов вернуться в Ливию, чтобы достроить ветку Бенгази – Сирт



Николай Голобородов (в центре) с коллегами строили Северо-Африканскую магистраль

В начале октября заместитель начальника путевой машинной станции № 152 Приволжской дирекции по ремонту пути Николай Голобородов получил благодарность Президента России за грамотную организацию вывода из мятежной Ливии коллег, которые участвовали в строительстве первой железной дороги в этой стране.

В город Рас-Лануф Николай приехал в июне 2010 года в качестве руководителя от Центральной дирекции по ремонту пути, чтобы основать базу для сборки рельсошпальной решётки по проекту «Строительство железнодорожной линии Сирт - Бенгази» ОАО «Зарубежстройтехнология» (ЗСТ).
«Всего в этом проекте от России участвовало более 200 человек, из них 40 находилось в моём непосредственном подчинении: монтёры пути, бригадиры, машинисты железнодорожно-строительных машин со всех магистралей России. Остальные: руководители отделов, геофизики, геодезисты, - рассказывает Николай Голобородов. - Мы должны были создать первую в Ливии железную дорогу, соединяющую крупнейшие города страны: Бенгази, Сирт и Триполь. Россияне прокладывали путь от Бенгази до Сирта, а далее до Триполя - китайцы. Как говорили местные жители, Муаммар Каддафи мечтал о создании своей Северо-Африканской магистрали».


Мешали пыльные бури

Начали строители с малого - с возведения базы для сборки решётки и рельсосварочного завода в обустроенном россиянами железнодорожном городке Кэмб, так называли его между собой местные жители. «Базу наш коллектив построил всего за 9 месяцев. На её территории уложили 32,5 км пути. Также уложили, выправили и отделали 95 стрелочных переводов, более 1,6 км подкранового пути, установили на них и запустили 10 козловых кранов. Всего на базу было выгружено и установлено на пути 532 единицы техники: вагоны, хопры, платформы, укладочные краны и тепловозы», - перечисляет Голобородов.

Постоянные бури, поднимающие столбом песок и пыль, застилающие сплошной мглой местность, заставляли железнодорожников надевать очки, маски, респираторы или совсем приостанавливать работы. Иной раз на целые сутки. Однако всё было готово вовремя.

Начало строительства скоростной железной дороги, по которой поезда развивали бы скорость до 260 км/ч, запланировали на май 2011 года.
«В середине февраля, несмотря на тревожные сообщения местного телевидения о повстанцах и понимая, что в Ливии происходит что-то ненормальное, мы продолжали работать. Надеялись, что бунт будет своевременно подавлен. Уже собрали 2,5 км рельсошпальной решётки, выгрузили и складировали рельсы для укладки 800 км пути», - продолжает рассказ Николай Голобородов.

Но когда в их Кэмбе арабы, работавшие водителями на строительстве, потребовали отдать им машины, тракторы, а то, мол, набегут другие и нам ничего не останется, руководство ЗСТ пришло к выводу, что надо приостанавливать проект.

Было принято решение выезжать из революционной Ливии.


Островок стабильности

В железнодорожный российский городок, где работали и жили 126 человек, в это время начали стекаться иностранцы.
«Сербы и турки, занимающиеся в рамках проекта земляными работами, готовя участки под верхнее строение пути, выехали к нам после нападения на их базы вооружённых банд, отнявших автомобили, погрузчики, компьютеры и телефоны», - рассказывает Николай.

После приехали филиппинцы, австрийцы, немцы, украинцы. В Кэмбе собралось более тысячи человек. И все, конечно, хотели выехать из Ливии, просили помощи.

Железнодорожники кормили странников и разрабатывали операцию по безопасному выезду из страны.
«Координировал наши действия вице-президент ОАО «РЖД» Александр Бобрешов, - объясняет Николай Голобородов. - Договорившись с военными действующих войск о беспрепятственном проезде в порт Рас-Лануф, мы отправились на восьмидесяти транспортных средствах - легковых машинах, автобусах, самосвалах. Было неспокойно из-за того, что невозможно было разобраться, военные или повстанцы на пунктах пропуска. Они все были одеты как придётся: рубашка военная, внизу джинсы, а на голове чалма. Однако весь участок пути до порта миновали благополучно. Без проверок».

В свою очередь Александр Бобрешов вместе с техническим директором проекта Сергеем Павловым из «Зарубежстройтехнологии» зафрахтовали паром и вышли в Средиземное море. Из-за шторма в девять баллов они добирались в Рас-Лануф двое суток.


Сохранили спокойствие

Там в порту перед прибывшим паромом двадцать железнодорожников, надев жёлтые фирменные жилеты и образовав живой коридор (по 10 человек с каждой стороны), пропускали пассажиров. Порядок был необходим, чтобы никто не пострадал при посадке.

Николай Голобородов на корабль поднялся самым последним, чтобы быть уверенным, что никто не остался за бортом.

Турки на двух паромах отправились в свою страну, а украинцы, сербы и филиппинцы вместе с россиянами на Мальту, откуда 126 граждан России смогли вылететь в Москву.
«На месте особо не думалось о том, что происходит, - признаётся сегодня Николай. - Главным тогда было сохранить спокойствие, ведь были и такие, кто немножко потерялся, запаниковал, потерял самообладание».

Только в Мальте, в аэропорту Голобородов почувствовал радость и гордость, что ни один доверенный ему работник не пострадал. Все вернулись на Родину живы-здоровы.

А их Кэмб со спортивными и волейбольными площадками, прекрасными беседками, обустроенными жилыми вагончиками уже к вечеру после ухода хозяев был подчистую разворован ливийцами. «Камеры зафиксировали, как местные выносили из вагончиков бытовую технику, одеяла, мебель, посуду. Сейчас я с помощью Google заглядываю в наш городок. Там пока ещё стоят краны, локомотивы, вагончики. Только на месте нашего офиса зияет чёрное пятно. Сгорел или, может, попал под бомбёжку», - гадает Николай.

Однако он готов вернуться в Ливию, как только в стране стабилизируется обстановка. Ведь необходимо завершить строительство единственной здесь железной дороги от Бенгази до Сирта.

Инга Быкова,
соб. корр. «Гудка»
Волгоград
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30