16 апреля 2021 22:36

Век в движении

Начало трудовой биографии Алексея Мамаева совпало с зарождением новой эпохи в развитии железных дорог

Вместе со страной ветеран Красноярской магистрали Алексей Захарович Мамаев пережил три эпохи: пошёл в школу при царской власти, работал и растил детей при советах, а принимает поздравления со 103-летием уже в демократической России.

Старейшего ветерана приехал поздравить начальник Красноярской дороги Владимир Рейнгардт
Его трудовая биография насчитывает более 50 лет. И все эти годы он шёл лишь одной дорогой – железной. Сначала вёл по ней паровоз, затем перешёл на тепловозы и электровозы. Опять-таки три эпохи.

Много раз Алексея Захаровича приглашали на хорошие должности – секретаря райкома в Хатанге, начальника базы ОРСа в Красноярске, начальника отделения милиции. Но он всегда находил повод отказаться. «Для меня всю жизнь главным была не карьера, даже партийная, а любимое дело. То есть дорога», – говорит Мамаев.

Сегодня Алексей Захарович – старейший ветеран дороги. Поздравить его с очередным днём рождения приходят руководство магистрали, представители красноярских властей. Не забывает и «молодёжь» – 70–80-летние пенсионеры, с которыми когда-то делил все тяготы железнодорожного труда.

А 103 года назад семья, в которой он родился, вполне могла стать объектом внимания американского журналиста Мюррэя Хоува, который в 1909 году во время путешествия по России сделал почти 400 документальных снимков. Сейчас основная ценность этой коллекции в том, что на старинных фотографиях запечатлены представители простого народа дореволюционной России – босоногие, нищие, голодные.

«Детство было голодным, бедным. Работать пошёл рано, – вспоминает Алексей Захарович. – Когда был школьником, каждое лето трудился помощником пастуха. А семилетним мальчишкой помогал батюшке в церкви – кое-что по хозяйству справлял. Как-то после службы съел одну просвирку. Поп меня и выгнал. После этого случая на всю жизнь запомнил – ничего чужого не брать. И детей своих так же воспитывал».

После семи классов школы отправился получать профессиональное образование. Отец, Захар Иванович, работал стрелочником на станции. Он и договорился, чтобы сына досрочно приняли в Иннокентьевскую школу ученичества Томской железной дороги.

Начало трудовой биографии Алексея совпало с началом новой эпохи в развитии железнодорожного транспорта и всей Сибири: только-только построен Ачминдор (Ачинско-Минусинская дорога), который открыл доступ к природным богатствам Хакасии. Недолго поработав на станции Сон (ныне Абаканский регион КрЖД), Мамаев был переведён слесарем в паровозное депо Ужур. Здесь он и провёл большую часть своей трудовой жизни: работал помощником машиниста паровоза, машинистом, машинистом-инструктором, начальником склада топлива.

О таких людях, как Алексей Захарович, говорят: сам не сидел и другим не позволял. Сегодня это основной рецепт долголетия, которым ветеран охотно делится с молодёжью.
«Больше 100 лет я не курю и не пью. И никогда не откладывал дела на потом. В молодости мне даже прозвище присвоили – Давай. Потому что всегда говорил ребятам: «Давай быстрее сделаем то-то и то-то». И всегда всё получалось», – говорит Алексей Мамаев.

По словам младшей дочери, Галины, он всегда мало спал. Некогда было. На работу приходил первым. Бывало, приедет начальство из Красноярска, спрашивает, когда Мамаев будет, а он уже пару часов как в смотровой яме под паровозом.

Перед сменой успевал проверить, как дела в подсобном хозяйстве при депо: ни много ни мало 15 коров и 20 овец, которым и сено заготовить надо, и «жильё» вовремя подлатать. Дома наскоро поест, и уже к своему хозяйству – ведь там тоже коровы, овцы, куры, утки.
«Ещё и дом полностью своими руками построил. И охотником был, и грибником. Когда только всё успевал?! Позже пасеку стал держать. Начал с одного улья, а потом их стало 40! Причём на пасеке всегда была стерильная чистота, к ульям подходил исключительно в белом халате, – рассказывает Галина Алексеевна. – Других ждать не мог, непунктуальность не любил. Бывало, попросит кого-нибудь помочь ульи весной на пасеку вывезти, одному тяжело. Если опоздали, так он к их приходу сам все ульи в машину перетаскает».

Галина Алексеевна вспоминает, как однажды папа, вернувшись поздно ночью с работы, принёс на руках пьяного мужчину, едва не замёрзшего в снегу. Вся ночь ушла на то, чтобы растереть ему ноги и руки, отпоить горячим чаем. А с первой зарёй – снова на дорогу.

За любую работу брался, спорил, доказывал, отстаивал свою точку зрения. Видимо, эти качества и открыли ему дорогу к руководящим должностям. Первое назначение в 1938 году – заместителем начальника Ужурского паровозного депо по топливно-смазочному хозяйству. В 1943 году Алексея Захаровича назначили заместителем начальника Красноярского паровозного отделения по топливно-смазочному хозяйству. Проще говоря, начальником склада топлива. Сейчас, спустя 70 лет, уже мало кто может представить, какую ответственность накладывало такое назначение.
«В 1943-м, самом тяжёлом военном году, - вспоминает Алексей Мамаев, - ежедневно на склады в Красноярск прибывало до 800 тонн угля. Мужчин почти всех мобилизовали, грузили уголь в основном женщины. Работали как двужильные. И ни одного срыва».

Может, тогда и родилось, и проросло в характере Мамаева бережное отношение к женщине. А может, оно было в нём всегда и в войну помогло выстоять. Да только никогда в доме Алексея Захаровича и его супруги Евгении дети - а их у ветерана трое - не слышали скандала.

После войны попросился снова в Ужур. В мае 1946 года перевели - на должность заместителя начальника Ужурского паровозного отделения. Затем были назначения заместителем начальника депо по эксплуатации, инженером-капитаном тяги - заместителем начальника. Была и партийная работа - сначала инструктором политотдела, потом секретарём узлового комитета партии.

В 1968 году Мамаев стал начальником восстановительного поезда станции Ужур. С этой должности и ушёл на пенсию в 1976-м. Как сам говорит, уступил дорогу молодым. Хотя жизненной силы хватило бы ещё на два десятка лет работы с полной отдачей.

Труд Алексея Захаровича отмечен многими наградами, среди которых знаки «Ударник сталинского призыва», «Отличный паровозник», медаль «Ветеран труда», орден Ленина. Мамаев - почётный железнодорожник, почётный гражданин Ужурского района Красноярского края.

До 90 лет Мамаев, уже овдовев, жил один в своём доме в Ужуре - всё не решался перебраться к детям в Красноярск. Построенный своими руками дом жаль было покидать. Держал хозяйство, варил щи, пёк пироги, которыми потом угощал соседских детей.

Своих близких Алексей Захарович считает главным богатством. За именинным столом в честь его 103-летия собрались 25 только самых близких и родных людей, в том числе шесть внуков и шесть правнуков. И все они, за исключением, пожалуй, только самой младшей праправнучки, которой всего один год и два месяца, с неподдельным восхищением говорят о главе своего семейства.

Елена Пасечник
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30