21 апреля 2021 08:19

Тормоза не любят спешки

Какой бы совершенной ни была техника, любая работа требует умения

На железной дороге нет малозначимых специальностей. От качества работы каждого сотрудника зависит чёткая, безопасная деятельность огромного и сложного механизма. Корреспондент «Гудка» убедилась в этом, побывав в пункте по ремонту тормозов вагонного участка Москва-Каланчёвская Московского филиала ОАО «Федеральная пассажирская компания».

Сергей Балмасов (на фото слева) - настоящий мастер. И нагрузку распределит правильно, и брака не допустит
– Смотрите, в этом шкафу у нас лежит запас воздухораспределителей, на этих стеллажах уже отремонтированные изделия, осталось только пломбы поставить, – мастер автоконтрольного пункта (АКП) Сергей Балмасов проводит меня по своим «владениям».

– А вот этих товарищей нужно ещё «прооперировать», – говорит мой собеседник, с улыбкой похлопывая по одной из сотен запчастей, разложенных на специальных поддонах. – Воздухораспределитель ВР-292 и его собрат ВР-292-м – ветераны на железной дороге, ВР-242 – совсем ещё подросток, привозят к нам и их электрических коллег – ЭВР-305: всем им оказываем помощь.

Мастер с неподдельным удовольствием и интересом рассказывает об особенностях модификации тормозных систем: здесь один воздухораспределитель ставится, а здесь – другой, этот из такого сплава изготовлен, а этот – из такого, с ним нужно работать осторожнее. В цехе, где трудятся подчинённые ему слесари, он останавливается у каждого ремонтного стенда, даёт краткие рекомендации, советы. Руки что у мастера, что у его сотрудников одного цвета – чёрные от машинной смазки.

– А вы думали, что мастер только бумажки заполняет да распоряжения даёт? – подтрунивая над моим удивлением, спрашивает Сергей Николаевич. – А как же я, этакий белоручка, тогда смогу проверить качество работы? Как я смогу чего-то требовать от слесарей, если сам ничего и сделать не могу? Нет, мои пальцы знают каждый винтик, каждую деталь в тормозной системе пассажирского вагона.

Сергей Балмасов вот уже 20 лет работает в АКП вагонного участка Москва-Каланчёвская. Пришёл 18-летним парнем на должность слесаря. Родители, всю жизнь проработавшие на железной дороге, одобрили продолжение семейной традиции. Но в 1993 году, когда Сергей решил поступать в МИИТ, его отец, не понаслышке знакомый со сферой организации движения, предупреждал сына: быть движенцем – это трудная, нервная и крайне ответственная работа.

Мама – железнодорожный снабженец, радикальных рекомендаций не давала, поскольку знала, что у Сергея две профессиональные мечты: вагоны и локомотивы. В итоге Балмасов-младший выбрал специализацию «электрический транспорт железных дорог». Поступил в институт, учился, параллельно работая в родном АКП. Специальность требовала перехода на другую работу, в депо, но слишком прикипел он душой к этим железякам – к тормозам и воздухораспределителям. Да и наставник Николай Павлович Шаронов – настоящий «зубр тормозного дела» с 50-летним стажем, не уставал хвалить мастеровитого Балмасова. По окончании института Сергей решил – от добра добра не ищут, буду заниматься тем, что хорошо знаю и люблю.

В 1998 году дипломированного специалиста назначили на должность мастера АКП. С тех пор его день подчиняется строгому графику: в 5.30 подъём, в 7.20 уже на работе, прикидывает объём работы на день для каждого слесаря. В 8.00, когда весь коллектив собирается в цехах, мастер раздаёт задания и зачитывает присланные из вышестоящих инстанций документы. В 8.10 сотрудники приступают к работе. В 17.00 непрерывный конвейер по ремонту тормозных систем останавливается. Ну а у Сергея Николаевича наступает «бумажная пора»: отчёты, табели, журналы, рапорты – за последние годы количество документов резко увеличилось.

Мастер Балмасов старается распределить нагрузку так, чтобы у сотрудников не было авралов, причём делает он это не столько из человеколюбия, сколько из ответственности. «Тормоза не любят спешки» - любимая поговорка мастера. По-хорошему, воздухораспределитель в АКП перебирается за 50-55 минут. Но Сергей Николаевич всегда требует особой тщательности, усердия в работе от своих слесарей. А если не хватает рук, он сам встанет на стенд и будет ремонтировать воздухораспределители любого вида - благо навыки есть. Главное, чтобы не было брака.

- Поверьте, не проверок, не санкций я боюсь, - говорит Сергей Балмасов. - Вы только представьте, что случится, если из-за чьего-то разгильдяйства или усталости в пути откажет тормозная система пассажирского вагона. А если сразу в нескольких вагонах состава?

Летом 2011 года на сети проходил «месячник тормозов», вагонный участок Москва-Каланчёвская - чуть ли не единственный, к которому у ревизоров не было претензий. Прошедшие через руки слесарей АКП мастера Балмасова тормозные системы находились в идеальном состоянии.

Ему уже много раз предлагали перейти на должность повыше: образование есть, опыт - тоже. Но он не соглашается. Уверен, что именно здесь, в этих заваленных запчастями цехах, и есть его место. Да и коллектив подобрался очень хороший.
- Мои ребята - молодцы, - говорит мастер, - есть костяк из настоящих, ответственных работяг, на которых можно положиться. Подбирался он очень сложно: много народу за этими станками с 1998 года постояло, но остались только лучшие.

Под конец нашей встречи Сергей Балмасов признался, что когда-то ему хотелось дослужиться до высокой должности, как минимум до начальника депо.
- Но это было очень-очень давно, - говорит он. - А мне комната мастера намного милее большого кабинета - я занимаюсь своим любимым делом, меня уважают коллеги, подчинённые. Я состоялся в профессии - и это, я думаю, самое важное.

Елена Демиденко
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30