16 октября 2021 08:50

Сигнал бодрости

Разработки отраслевых учёных претендуют на высокую награду




Системы контроля помогают машинисту в пути


Комплекс мер по снижению влияния человеческого фактора на безопасность движения, разработанный и представленный специалистами ОАО «РЖД», претендует на Премию Правительства РФ в области науки и техники.

Какими бы современными ни были локомотивы, управляют ими по-прежнему машинисты, и от квалификации, здоровья и даже психологического состояния каждого из них зависит очень многое.

Ломать голову над тем, как устранить или хотя бы минимизировать пресловутый человеческий фактор, учёные начали давно. Вопрос о том, можно ли контролировать и управлять состоянием машиниста в пути следования, оказался не из лёгких. «В конце 1970-х годов в нашем институте начали изучать, как меняется электрическое сопротивление кожи в зависимости от эмоционального состояния человека, – рассказывает руководитель работ по созданию комплекса диагностических систем и информационно-технологического обеспечения безопасности движения в связи с человеческим фактором, директор Института радиотехники и электроники им. В.А. Котельникова Юрий Гуляев. – Во время эксперимента один из студентов случайно уснул, и мы увидели, что в показаниях прибора, который следил за его состоянием, пики значений электрической активности кожи исчезли. Я сразу написал письмо начальнику Генштаба, но всё застопорилось. Тогда-то мы и обратились на железную дорогу и встретили там полное понимание». Так был выявлен принцип определения состояния машиниста в пути – в периоды сна и бодрствования электрическая активность кожи различается.

За 40 лет исследователям удалось сделать значительный шаг вперёд. Выяснилось, что машиниста, который может совершить роковую ошибку, можно вычислить заранее, а значит, и предотвратить несчастье. Для этого была разработана специальная методика, способная определить личные психофизиологические качества человека ещё при приёме на работу. Времени это занимает не более четырёх часов, после которых можно с большой достоверностью сказать, к какой группе относится железнодорожник: к тем, кто практически наверняка попадёт в аварию, у кого есть небольшая вероятность совершения ошибки или к типу людей, способных выдержать все нагрузки и выполнять свои обязанности без погрешностей. Сегодня такая система отбора работает по всей России и является первым барьером перед человеческим фактором.

Научились в ОАО «РЖД» и бороться с основной бедой машинистов – засыпанием на рабочем месте. По статистике, приблизительно 20% машинистов, стоящих за контроллером, убаюкиваются монотонностью поездки, теряют концентрацию и рискуют заснуть на рабочем месте. Но не тут-то было. «Мы решили подойти к человеку как к техническому устройству и поддерживать его в нужном нам состоянии. Когда он засыпает, ему подаётся сигнал «вернись обратно», – говорит один из разработчиков телемеханической системы контроля бодрствования машиниста Валерий Дементиенко. Если быть точным, сигнал подаётся не один, а три. Как только человек начинает погружаться в дрёму, браслет, надетый на его руку, фиксирует это и начинает вибрировать. Если это не помогает и машинист всё ещё не может проснуться, подаётся цветовой, а затем и звуковой сигнал. В крайнем случае, при снижении бодрствования ниже критического минимума, включается механизм автоматического экстренного торможения. Сегодня такой системой контроля оборудовано более 6 тыс. локомотивов. «Техническая достоверность здесь колоссальная, и система постоянно обновляется. Большая заслуга в этом принадлежит находчивым машинистам, которые пытаются обхитрить устройство. Чего они только ни делали: надевали приборы на бритую кошку, ставили влажный апельсин на пульт управления и от него тоже начинали исходить колебания, использовали банку с тёплой водой» - рассказывает Валерий Дементиенко.

Не менее важно определить состояние здоровья машиниста, уходящего в рейс. Академики совместно с представителями ОАО «РЖД» разработали измерительно-диагностический комплекс, который за две-три минуты может предсказать, понадобится ли машинисту медицинская помощь во время поездки или нет. Такое постоянное наблюдение за здоровьем помогает предотвратить появление многих болезней и вовремя направить работника восстанавливать силы в санаторий. «В ОАО «РЖД» уже создан научно-клинический центр, в котором все эти методики реализуются на практике. К тому же сейчас мы договорились об активном сотрудничестве в этой сфере с Институтом атомной энергии им. И.В. Курчатова. Совместно с ним мы надеемся ещё больше усовершенствовать наши технологии», - заявил вице-президент ОАО «РЖД» Олег Атьков.

Разработанная в ОАО «РЖД» трёхступенчатая система контроля позволяет на разных уровнях выявлять возможные осложнения и устранять их. За 15 лет, прошедших с момента её внедрения, количество проездов запрещающих сигналов снизилось на 46%, а экономический эффект за 5 лет составляет не менее 4 млрд руб. Останавливаться на этом в компании не собираются. В планах уже стоит усовершенствование технологий, чтобы в будущем эту систему можно было использовать и на других видах транспорта.

Мария Хлопотина


Мнение
Павел Харченко, машинист электровоза эксплуатационного локомотивного депо Лихая Северо-Кавказской дирекции тяги:
    - У нас эти системы используются в обязательном порядке и, на мой взгляд, очень эффективно. Например, универсальный психодиагностический комплекс применяется при назначении на должность. Я был помощником машиниста и недавно проходил диагностику с помощью этого комплекса, чтобы стать машинистом. На всё уходит порядка 3-4 часов. После всех тестов работник психофизиологической лаборатории даёт своё заключение, можно ли человеку работать машинистом. Определяется также совместимость членов бригады: бывает и так, что люди не подходят друг другу, есть какие-то ограничения в работе. Система определяет, кого с кем не надо ставить вместе, чтобы напарникам было комфортно вместе работать. Автоматизированная система предрейсовых осмотров – это комплексный медосмотр. Занимает меньше 10 минут, зато после ты уверен, что выходишь в рейс в полной готовности. Телемеханическая система контроля бодрствования машиниста, в прямом смысле слова, обеспечивает безопасность – контролирует состояние человека. Если вдруг машинист начинает впадать в дремотное состояние, особенно это актуально в 5–6 утра, через радиоканал на приёмное устройство подаётся сигнал. В течение 7 секунд раздаётся свист. Если машинист свою бдительность подтвердит, нажав на специальную кнопку, то ничего не происходит. Но устройство связано с тормозными системами локомотива, поэтому если машинист всё-таки заснул, то локомотив начинает аварийно тормозить. Я понимаю, что, если вдруг крепко усну или мне станет плохо, эта система спасёт и меня, и пассажиров.
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31