13 апреля 2021 10:44

Приглашение поправками

Изменения законодательной базы упростят грузовладельцам инвестиции в инфраструктуру

Минтранс России разработал поправки к проекту постановления правительства от 2005 года, которые законодательно обеспечивают механизм взаимодействия частных компаний и ОАО «РЖД» в совместных проектах по строительству железнодорожной инфраструктуры.

Опыт НОВАТЭка взяли за образец
Действующее законодательство не позволяет использовать инфраструктурные активы ОАО «РЖД» в рыночном обороте, что является серьёзным барьером на пути частных инвестиций и тормозит строительство новых железнодорожных путей. Примеры, когда РЖД и частным компаниям удаётся договориться о вложении средств в инфраструктурные проекты, единичны. Пока только НОВАТЭК обещал профинансировать работы по увеличению пропускной способности инфраструктуры Свердловской железной дороги на участке Лимбей – Сургут – Тобольск. Вложенные средства – 30,5 млрд руб. – будут возвращены инвесторам за счёт тарифа на перевозку груза. Плюс компания получает гарантии вывоза своих объёмов.

Этот пример стал прецедентом. Однако остальные грузовладельцы не торопятся ему следовать. К примеру, СИБУР, который, как и НОВАТЭК, осенью прошлого года, подписал с ОАО «РЖД» меморандум о намерениях, переходить к более конкретным шагам не стал. Компанию останавливает отсутствие законодательно прописанной процедуры возврата вложенных средств. Остальные инвесторы разделяют опасения химиков.

Поправки, подготовленные Минтрансом, призваны их развеять. Благодаря изменениям в законодательстве грузовладельцы смогут инвестировать в развитие путей РЖД, в то время как монополия гарантирует возврат вложений. Причём именно компенсацию затрат за счёт тарифа на перевозку груза, как с примером НОВАТЭКа, Минтранс предлагает сделать базовой процедурой.

По мнению ведущего эксперта Управляющей компании «ФИНАМ Менеджмент» Дмитрия Баранова, с принятием этих поправок ситуация с частными инвестициями в инфраструктуру железных дорог должна улучшиться.
«Во-первых, потому, что появится юридическая основа для них. Во-вторых, разделяются зоны ответственности частных инвесторов и РЖД, что позволит лучше наладить взаимодействие между ними, чётко прописать права и обязанности каждой из сторон», – говорит эксперт, отмечая, что такие поправки могут стать первым шагом в изменении всей системы взаимоотношений РЖД и частных инвесторов.

«На текущий момент на законодательном уровне отсутствует порядок возврата инвестируемых грузоотправителем средств в развитие инфраструктуры общего пользования, что во многом и тормозит участие частных инвесторов в развитии железнодорожной инфраструктуры. Сейчас РЖД должны финансировать работы по развитию инфраструктуры общего пользования в месте примыкания, а строительство подъездных путей и обустройство точки примыкания обеспечивает грузоотправитель. При этом в случае отсутствия средств у РЖД при условии наличия соответствующих нормативно-правовых актов частное финансирование строительства путей общего пользования может стать эффективным и популярным. Однако, кроме решения вопроса компенсации затрат частных инвесторов, необходимо чётко прорабатывать условия и стоимость строительства и сроки выполнения работ», - считает Татьяна Задорожная из «ТКБ Капитал».

В компаниях от комментариев на эту тему пока отказываются. В «СИБУР-Транс» «Гудку» сказали, что комментировать дальнейшие шаги нефтехимического холдинга пока преждевременно. В компании подождут, когда изменения будут приняты.

Галия Шакирова
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30