12 апреля 2021 10:13

Вопрос дня

Какие изменения в работе операторского рынка вы ожидаете после вступления в силу 1 ноября унифицированного тарифа на пробег порожних полувагонов?


Андрей Исаев, заместитель генерального директора ОАО «Вторая грузовая компания» по производству и коммерции:
- Ключевое последствие и для нас, и для рынка в целом - резкое обострение конкуренции между операторами за груз. Технологии работы вряд ли существенно поменяются, потому что они уже отстроены под специфику клиентуры и предъявляемого ей груза, которого больше после введения унифицированного тарифа не станет. Как следствие возросшей конкуренции, следует ждать снижения ставок у операторов, потому что на сегодня это единственный по-настоящему действенный способ борьбы за клиента.

Сергей Гущин, член правления группы Rail Garant:
- По одной из основных грузовых номенклатур - углю введение унифицированных тарифов на порожний пробег будет означать повышение стоимости его перевозки для компаний-операторов. На фоне общего тренда снижения цены на уголь на мировых рынках это означает, что операторам будет очень сложно компенсировать снижение своей доходности за счёт повышения ставок. При этом мы ожидаем, что унификация тарифов приведёт к тому, что ставки на уголь могут вырасти на 3-5%, что плохо скажется на интересах грузовладельцев.

Алексей Громовой, генеральный директор ООО «Промнерудтранс»:
- С точки зрения технологии работы и клиентской базы не изменится ничего. Влияние новшества на рынок в целом, я бы сказал, будет находиться где-то посередине между плохим и хорошим. Многие операторы вообще окажутся захвачены им врасплох. По состоянию на конец октября далеко не все из них отработали свои ценовые условия на ноябрь, и теперь им придётся перерабатывать планы. В результате они окажутся в подвешенном состоянии, когда им заново, в сжатые сроки придётся просчитывать экономические параметры своего взаимодействия с партнёрами - грузовладельцами и ОАО «РЖД».

Виктор Чуйкин, генеральный директор 000 «Технотранс»:
- Нам лично введение унифицированных тарифов не повредит хотя бы потому, что у нас низкие показатели по порожнему пробегу. Не будет иметь каких-либо негативных последствий унифицированный тариф и для большинства малых и средних операторов, так как они, будучи частными структурами, вынуждены выживать самостоятельно и поэтому постоянно внедряют наиболее эффективные технологии перевозки. Они уже научились минимизировать свои издержки и быстро приспосабливаться к любым переменам. А вот крупным игрокам, особенно связанным с ОАО «РЖД», придётся либо резко меняться, либо нести большие потери. До сих пор они мало обращали внимания на потери от порожнего пробега. Унифицированный тариф - дополнительный повод для них подумать, как можно в короткие сроки начать работать эффективнее, с меньшими издержками. Поэтому новые условия пробега порожняка лично для нас скорее положительный факт - мы становимся конкурентоспособнее.

Владимир Тарасенко, заместитель генерального директора 000 «ТрансГрупп АС»:
- Эти новые тарифы не выгодны ни грузовладельцам, ни операторам. С точки зрения экономики работы железнодорожной отрасли этот факт вообще лишён здравого смысла, противоречит ему. Ставится под сомнение рентабельность ряда ключевых видов перевозок, например угля. Мы не можем везти его дороже, чем сегодня, потому что тогда транспортная составляющая в его цене будет такова, что он просто станет мало кому нужен. Срок окупаемости полувагонов, по нашим расчётам, составит более 21 года, что делает бессмысленным обновление подвижного состава. Особенно этот факт выглядит интересно на фоне ведущихся разговоров про стимулирование приобретения операторами инновационных вагонов.

Владимир Савчук, руководитель департамента исследований железнодорожного транспорта Института проблем естественных монополий:
- Основные изменения коснутся логистических схем доставок в полувагонах. Карта маршрутов их движения будет перекраиваться. Схемы оптимизации оплаты тарифа, ранее использовавшиеся компаниями, теперь уже перестанут действовать. Если раньше для «отмывки» тарифа могли идти перевозки грузов в обратном направлении в символических объёмах, то теперь будет применяться параметр доходной суточной ставки.
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30