25 октября 2021 23:08

Другой подход

Для РЖД приготовят удобный тарифный коридор



Обсуждение изменений в тариф на порожний пробег было гласным
С 1 января 2013 года вступают в силу соглашения, подписанные между Россией, Белоруссией и Казахстаном в рамках формирования Евразийского экономического пространства. Железнодорожную отрасль ждут изменения в сфере тарифообразования в 2013 году и новая методология инфраструктурных тарифов.

Сергей Новиков, руководитель Федеральной службы по тарифам
- Сергей Геннадьевич, создание ЕЭП как-то повлияет на полномочия вашей службы?
- В связи с соглашениями, подписанными в рамках формирования Единого экономического пространства, у ФСТ России с 1 января 2013 года действительно изменят часть полномочий. В частности, по установлению исключительных тарифов. Эти решения будут приниматься в рамках другой процедуры. Потребуется согласование изменений со стороны Евразийской экономической комиссии. Соответствующее соглашение в рамках ЕЭП находится в высокой степени готовности. В документе подробно будет описана технологическая стадия. Ответственной за разработку этих документов является казахстанская сторона. До конца года они должны быть окончательно утверждены.

- Чем новая процедура принятия решений по установлению исключительных тарифов будет отличаться от старой?
- Пока правила в рамках новой процедуры по исключительным тарифам формируются и согласовываются. Могу лишь сказать, что процедура будет более жёсткая и длительная, ведь теперь в согласовании будет фигурировать ещё одна инстанция. Она предполагает и более серьёзную бюджетную ответственность.

- Но некоторые исключительные тарифы действуют уже давно. Что будет с ними?
- Часть тарифных решений, которые были приняты ранее, выйдут из формата исключительных и могут быть переведены в Прейскурант 10-01. Мы готовим соответствующие предложения.

- Следует ли ожидать резких тарифных изменений в связи с переходом к новой системе тарифообразования?
- Мы сделаем всё, что в нашей компетенции, чтобы переход к новой системе прошёл плавно. Резких изменений тарифных решений при смене процедуры не будет. В условиях ЕЭП вопрос не в уровне тарифов, а в новой глобальной конфигурации рынков. В её рамках будет меняться конкурентоспособность товаров и условий доставки грузов.

– А разве создание ЕЭП не потребует корректировки других документов при формировании цен на перевозки?
– С 1 января вводится новая методология формирования тарифов на инфраструктуру. У ОАО «РЖД» больше не будет фиксированной ставки, устанавливаемой ФСТ России. В пределах тарифного коридора ОАО «РЖД» сможет самостоятельно предоставлять скидки на использование инфраструктуры или, наоборот, «утяжелять» ставки. Если это, например, продиктовано инвестиционными потребностями на локальных участках. Правила формирования тарифного коридора уже в высокой степени готовности, вопрос обсуждался в профессиональном сообществе. В ближайшее время соответствующие документы уйдут на обсуждения в федеральные министерства и ведомства. Потом они должны пройти ещё один этап обсуждения с отраслевыми сообществами.
Подобная методология выводит на новый уровень взаимодействие перевозчика с грузоотправителем и выстраивает их отношения с учётом решения тех задач, которые есть и у инфраструктуры, и потребителя, а помимо этого, решает вопросы, связанные с развитием отрасли.

– Какого эффекта от новой методологии по внедрению тарифного коридора для ОАО «РЖД» вы ожидаете?
– Она позволит демпфировать все общеструктурные переходные моменты, решить часть проблем с инвестиционными потребностями, динамично реагировать на конъюнктуру рынка. Конечно же, все инфраструктурные ограничения сняты не будут. Но многие грузоотправители готовы платить за расшивку инфраструктурных ограничений, если это поможет им в развитии бизнеса.

– Недавно РЖД направили в ФСТ письмо с просьбой рассмотреть методику расчёта скидки с тарифа для владельцев «инновационных» вагонов. Когда в ФСТ будут рассматривать этот вопрос?
– Мы предусматриваем, что такого рода решения РЖД смогут принимать самостоятельно, устанавливая скидки в рамках тарифного коридора согласно разрабатываемой нами методологии. Правовая конструкция должна позволять РЖД принимать такого рода решения под собственную ответственность, вмешиваться прямым административным образом в эту составляющую регуляторики нет необходимости.

– Будут ли вноситься изменения в Прейскурант 10-01, касающиеся унификации тарифов на порожний пробег универсальных вагонов?
– В мае принят документ, касающийся унификации тарифов на порожний пробег. Он вступит в силу с 1 ноября этого года. Таким образом, у широкого круга заинтересованных структур было время, чтобы внести предложения. Но никаких значимых предложений, которые заставили бы нас пересмотреть принятые решения, на сегодняшний день нет. Сейчас мы рассматриваем вопрос о продолжении унификации, распространив её не только на универсальный подвижной состав, но и на специализированный. Это связано с тем, что часть грузов из специализированного парка может уходить в универсальный.

– Некоторые операторы выражают недовольство новой унифицированной системой расчётов тарифов. Что вы думаете по этому поводу?
– Я не вижу у операторов проблем, которые возникали бы из-за введения этих изменений. Мне кажется, они в значительной степени надуманны. Желание унифицировать порожний пробег было не только желанием государства и ОАО «РЖД», но и желанием операторского сообщества. Во время обсуждения вносимых в Прейскурант 10-01 изменений было ясно, что тариф на порожний пробег с грузами первого класса будет выше, а по третьему классу он упадёт. Чудес не бывает.

– Считаете ли вы прозрачной схему установления тарифов на региональные перевозки?
- В структуре расходов пригородных пассажирских компаний около 35% составляют затраты, связанные с инфраструктурой (средства, которые эти компании должны платить РЖД), 50% - затраты, связанные с тем имуществом, которым пригородные компании пользуются, беря его в аренду у РЖД (в первую очередь подвижной состав), и примерно 15% - собственные расходы пригородных компаний. На сегодняшний день вопроса, связанного с прозрачностью по отношению к 35%, которые уплачиваются за пользование инфраструктурой и устанавливаются ФСТ, не существует. Средства на компенсацию предусматриваются в федеральном бюджете. Вопрос прозрачности тарифов на пригородные перевозки должны решать регионы и РЖД.

Беседовала Азалия Идрисова

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31