11 апреля 2021 21:45

Портреты в интерьере

Выставка живописи и графики стала одним из ярких событий празднования 175-летия железных дорог России

Выставка работ победителей конкурса молодых художников, проведённого ОАО «РЖД» по случаю 175-летия железных дорог России, а также произведений признанных мастеров живописи на железнодорожную тему пользуется большим успехом у петербуржцев.








Картина Елены Степуры «В те годы» соединила
истории, рассказанные фронтовиками, которых
она писала в специальном проекте
Мощные колонны, высокие ступеньки: Этнографический музей впечатляет не меньше находящегося с ним по соседству Русского музея. На первом этаже Мраморного зала - живопись, на втором - графика. Работы молодых (до 35 лет) и маститых художников вывешены вперемешку, и от этого на первый, беглый взгляд не видно, где рука новичка, а где мастера. «Я настоял на том, чтобы в конкурсе участвовали только молодые художники, - признался глава ОАО «РЖД» Владимир Якунин, по идее которого конкурс был проведён. - Художники, которым 45 лет, конечно, возмущались, но хотелось, чтобы именно молодые люди, которые трудно пробиваются ростками наверх, получили поддержку в виде вот этой выставки».

Талантов оказалось так много, что лучших было определить крайне трудно. И первое место присудили одному-единственному человеку - Елене Степуре из Москвы. Она победила в номинации «Сюжетная картина о железных дорогах советской эпохи и современной России». Девушка написала удивительно глубокую картину «В те годы». На ней товарный вагон, а в нём нежная блондинка в шинели, похожая на саму Елену. Героиня вместе с подругами едет на фронт. Она будто бы плывёт над Родиной, которую они будут защищать и не знают, вернутся ли обратно. «У нас был проект с героями Великой Отечественной войны, - рассказывает Елена.
- Ветераны нам позировали, и мы много общались. Сюжет картины родился из всех их историй». У Елены за плечами аспирантура Суриковского института, и она не перестаёт радоваться победе в конкурсе: «Дмитрий Белюкин (один из его организаторов, член конкурсной комиссии. - Ред.) правильно сказал о том, как тяжело приходится художникам-реалистам. Мало проводится выставок, в материальном смысле трудно». Теперь девушке стало чуть легче: 300 тыс. руб. премии она отдаст за пользование мастерской.

Второе место в этой же номинации поделили между собой несколько девушек - авторы трогательных работ. Валентина Дарган свою картину «Посмотри… поезд!» написала пастелью. На ней жаркое лето. Полная женщина в цветастом сарафане показывает девочке самодельный паровозик. Он из трёх разноцветных машинок, с тележкой вместо «носа».

Работа Юлии Блиновой «Остановка» поражает реалистичностью. Женщины, увешанные мягкими игрушками так, что их самих не видно, сбежались к вагону. И сразу представляешь щемящую тоску, когда глядишь из окна отъезжающего поезда на всех этих зверушек, они удаляются от тебя, и кажется, будто в каждом из них ты оставил частичку своей души…

Юлия родилась на Алтае, окончила Академию Глазунова и с тех пор свободный художник. Выставляется в галереях. Пока другие ахают при виде её конкурсной работы, сама она восторгается трудами конкурентов. «Мне запомнилась графика, где люди едут в поезде. Девушка красит ресницы, мужчина разговаривает. Выбран интересный ракурс – вид сверху». 200 тыс. руб. премии Юлия с мужем-художником вложат в строительство своего дома с мастерской.

Легендарных железнодорожников Ефима и Мирона Черепановых запечатлели художники, выступающие сразу в двух номинациях: «Портрет» и «Пейзаж». Среди портретистов третье место получил Андрей Мельников. Он увидел изобретателей паровоза похожими на священнослужителей, в чёрных одеяниях. Работа в номинации «Пейзаж» веселее. Она цветная. Там Ефим и Мирон собираются запускать первый паровоз, спорят о чём-то, собрав вокруг себя толпу. Автор картины Александр Решетняк не занял никакого места, но его отметили «за стремление участвовать в конкурсе».

Правда, именитые Черепановы не вызвали таких живых эмоций, как простая путеобходчица баба Нина. Ольга Подосинникова изобразила её в рыжей тужурке и синем платочке. Брови нахмурены, но синие, как незабудки, глаза добрые-предобрые.

В номинации «Пейзаж» второе место безоговорочно присудили Екатерине Петруниной за работу, выполненную акриловыми красками «В гармонии с природой». В проёмах рыжего колеса поезда девушка увидела небо, а также лес, поле и речку. Картина так восхитила организаторов конкурса, что они «увековечили» её на подарочных пакетах, в которых молодым художникам вручали каталоги с выставочными работами. Ещё одно второе место в номинации «Пейзаж» получил Василий Куракса за серию работ «Московские вокзалы». Он представил пять столичных вокзалов: Казанский, Белорусский, Рижский, Ярославский и Киевский. «Так здорово, когда один город объединяет множество разных вокзалов, – говорит Василий. – Особенно мне нравится Казанский. В нём одновременно есть и царская архитектура, и красота, и строгость. Я написал только пять вокзалов, потому что все остальные постоянно на реконструкции».

Василий – художник-пейзажист. Окончил Академию Ильи Глазунова. На премию купит холсты и краски. На выставке также представлены работы из крупных российских музеев, в частности из Эрмитажа и Третьяковской галереи. Много картин и из железнодорожных музеев. Например, из собрания Центрального музея железнодорожного транспорта доставлены «Поезда на перегоне» Леонида Януша. Три пыхтящих дымом поезда смотрятся мощно.

Выставка стала одним из ярких событий в праздновании 175-летия железных дорог. И концерт, последовавший сразу после её открытия, практически не уступал выставке по масштабности. Вели вечер народный артист Василий Лановой и «мисс Вселенная» Оксана Фёдорова. Потрясающие декорации иллюстрировали выступление каждого артиста. Ну а пели, конечно, о поездах. Михаил Боярский заменил целый куплет, сообщив о том, что «без «Стрелы» и «Сапсана» не прожить ему и дня», и пообещал «сесть в скорый поезд ночью соловьиною». У Леонида Агутина «паровоз умчится прямо на границу», а Лев Лещенко пожаловался, что от него опять «сбежала последняя электричка», и при этом вспомнил, что первый раз съездил в составе самодеятельного коллектива за границу в товарном вагоне: «Спали на нарах, давали консервы, и так мы приехали в Германию».

Героями сцены в этот вечер стали не только артисты, но и два настоящих поезда: новенький «Сапсан» и старый чёрный паровоз. «Нет ни одной страны в мире, где железные дороги были бы более выгодны и необходимы, чем в России, - заметил Василий Лановой. - Ещё в Повести временных лет начертано: держава начинается с дороги».

Евгения Заболотских
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30