13 апреля 2021 19:07

Главная роль

Дорога всегда будет востребованной и Москвой, и стальными магистралями

Построенная для решения узловых проблем грузоперевозок, окружная дорога была и пассажирской. Впрочем, такой в своей вековой истории она была сравнительно недолго, всего пару десятков лет. В новом тысячелетии решено вернуть на дорогу пассажиров, правда, их ещё предстоит обрести.

Три десятка лет «трёхи» были на Окружной главным действующим лицом
Первыми пошли пассажирские поезда, две пары в сутки. Сдвоенный поезд, каждая трёхвагонная часть со своим паровозом, отправлялся с Николаевского вокзала, соединительными ветвями и через Московско-Брестскую дорогу выходил на станцию Пресня, разделялся и, следуя в противоположных направлениях, замыкал кольцо и возвращался обратно, затрачивая на дорогу чуть больше двух часов. С осени 1908 года она стала только товарной.

Построенная дорога проходила по глухим окраинам. Один из машинистов вспоминал: «В 1908 году повели мы первые поезда. Странно было мне тогда, прямо скажу. Дорога Окружная – опоясывает большой город, а почти всюду леса. Да ещё какие! Ведёшь, бывало, состав, особенно в осеннюю непогоду, так даже жутко делается – такое безлюдье кругом». Так же несладко приходилось и другим железнодорожникам. Бывший кассир станции Канатчиково писал: «По вечерам вокруг станции темно и глухо. Отработаешь, бывало, часов 13–14 подряд, отпросишься, наконец, домой, идёшь и боишься».

Пассажирское движение восстановили в 1909 году после понижения тарифов в семь раз.

С 10 октября 1908 года дорога оживилась, пошли товарные поезда. Первоначально в сутки обращалось 35 пар поездов. И здесь движение сдерживали высокие грузовые тарифы, пока наконец не удалось убедить скупое финансовое ведомство их понизить. И уже в 1910 году движение резко возросло, и через Окружную проследовало 204,673 млн пудов грузов, треть из них – хлеб. Он в основном направлялся в Санкт-Петербург и порты Финского залива на экспорт.

Первая мировая война увеличила объёмы перевозок на Окружной в десяток раз. В немалой степени благодаря размещению в зоне тяготения дороги эвакуированных предприятий. Пришлось усиливать путевое развитие многих станций дороги, строить грузовые платформы и пакгаузы.

Анархические настроения революции 1917 года обернулись тем, что машинисты и кондукторы стали самовольно устанавливать себе суточный отдых после каждой поездки. Вошёл в систему срыв выдачи паровозов под поезда. В 1919 году на грани остановки оказались мастерские станции Лихоборы, в помещениях отсутствовало отопление, перестал работать водопровод.

Лишь к 1927 году объём перевозок грузов превзошёл уровень 1913 года.

В годы индустриализации за первую пятилетку машиностроительный комплекс Москвы увеличил выпуск продукции в шесть раз. Работа узла возросла на 57,5%, а Окружной дороги – на 22,5%. За десять лет, к 1937 году, удельный вес дороги в общесетевом объёме вырос с 19,7% до 30%, в то время как удельный вес радиальных магистралей колебался от 3,5 до 27%.

Любопытны эксплуатационные показатели в 1934 году: средний вес грузового поезда – 1040 тонн, среднеосевая нагрузка – 4,02 тонны, техническая и коммерческая скорость товарного поезда – 15 и 9,6 км/ч соответственно.

В годы Отечественной войны средний вес поезда достиг 1450 тонн. Через Москву шёл поток эвакуируемой на восток промышленности, а в обратном направлении – воинские эшелоны.

Начиная с 1947 года Окружная стала получать тепловозы. Позже основу парка составили ТЭ3, которые задержались на дороге на добрых три десятилетия, сотрясая стёкла близстоящих домов надсадным гулом работавших на полной форсировке дизелей и пугая зазевавшихся прохожих низким и каким-то отчаянно-печальным рёвом тифонов.

В 1970–1980 самые интенсивные годы работы Окружной в поездном движении постоянно работало до 52 тепловозов, а на станциях суетливо переставляли вагоны ещё 32 маневровых тепловоза. Передача на отделении доходила до 17 тыс. вагонов в сутки, выгрузка достигала 1300 и погрузка – 600 вагонов соответственно.

К началу девяностых все показатели Московско-Окружного отделения стали резко падать. В 2007 году дорога выгружала в сутки в среднем 536 вагонов, грузила чуть более 60.

За последние 15 лет на главных путях бывшей Окружной, или, как стали теперь называть, Малого кольца, были проведены реконструкция и строительство новых искусственных сооружений. История развивается по спирали, и в новом веке Малое кольцо вернёт себе значение пассажирского.
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30