24 октября 2021 00:31

Перекрёсток путей и интересов

Бороться за безаварийность переездов можно только вместе с региональными властями

Магистрали с самой высокой плотностью пересечения с автодорогами удаётся сохранять низкую аварийность благодаря модернизации переездов и профилактике правонарушений среди водителей.

С начала года уже более 2 тыс. калининградских автомобилистов привлечены к ответственности за нарушения ПДД на переездах
По числу переездов – их 191 – Калининградская дорога опережает все другие. «Получается по одному на каждые 5 км эксплуатационной длины, в то время как на других порог плотность переездов не превышает одного на 15 км», – уточнил начальник Калининградской дирекции инфраструктуры Азат Габдрахманов на «круглом столе» газеты «Гудок» и журнала «РЖД-Партнёр». Протяжённость автодорог в регионе в 10 раз больше, чем в среднем по России, по ним колесят свыше 350 тыс. автомобилей.

Однако аварий на переездах КЖД не так много. В последние пять лет ежегодно фиксируется лишь по 3–4 столкновения с автотранспортом. С начала текущего года в регионе произошло два ДТП, но человеческих жертв удалось избежать. По мнению участников «круглого стола», это результат целенаправленной работы нескольких ведомств, и в первую очередь железной дороги.

Как сообщил Азат Габдрахманов, в общей сложности за последние пять лет на ремонт и модернизацию переездов было направлено более 75 млн руб. В нынешнем году сумма инвестиций также значительна – около 18 млн руб. Переезды ремонтируются, оборудуются УЗП, резинокордовыми настилами, совершенствуются световое оборудование и звуковая сигнализация.

По результатам комиссионных осмотров переездов, которые проводят совместно специалисты магистрали, сотрудники ГИБДД, регионального Управления государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, автодорожных предприятий и представители муниципальных образований, намечаются первоочередные работы «смежникам». Эти меры принимаются для того, чтобы сделать переезды максимально удобными для эксплуатации.

По информации первого заместителя начальника Калининградской дирекции инфраструктуры Геннадия Понасенко, серьёзное внимание уделяется и профилактике. Ежемесячно сотрудники дистанции пути совместно с ГИБДД проводят рейды: останавливают нарушителей Правил дорожного движения, проводят беседы, раздают памятки.

Хотя за водителями по-прежнему нужен глаз да глаз. По словам начальника отдела технического надзора, дорожной инспекции и контроля регистрационно-экзаменационной работы управления ГИБДД по Калининградской области Николая Потапчука, с начала года уже более 2 тыс. автомобилистов привлечены к административной ответственности за нарушения на переездах. Но, по его мнению, одно лишь усиление надзора не приводит к снижению нарушений ПДД, требуются комплексные меры.


Закрыть дублёров

Одни из самых важных мер - создание двухуровневых развязок и закрытие малодеятельных переездов. По словам Азата Габдрахманова, за последние 20 лет были закрыты 70 таких объектов. До 2015 года планируется закрыть ещё 7.

По мнению заместителя главного ревизора по безопасности движения Калининградской дороги Сергея Шнейдера, в «кандидатах» на первоочередное закрытие как минимум 16 объектов, которые расположены на расстоянии менее 5 км от существующих мостов и двухуровневых развязок. В соответствии с действующим законодательством такие переезды подлежат закрытию. Но дело продвигается туго. «На совещаниях в региональном правительстве соглашаются с нашими доводами, но муниципальные власти почти всегда выступают против», – рассказал Сергей Шнейдер.

Такое упорство муниципалов начальник Калининградского отдела по надзору за исполнением законов, процессуальной и оперативно-разыскной деятельности Северо-Западной прокуратуры Светлана Харитонова объяснила тем, что муниципальная власть должна обеспечить подъезд к новой развязке, поэтому они и протестуют.

Как напомнил участникам «круглого стола» Азат Габдрахманов, с 2009 года удалось закрыть только 2 переезда на незначительной по напряжённости движения железнодорожной ветке, когда строили автобан «Приморское кольцо». «Когда мы выдаём технические условия на строительство путепроводов, прописываем необходимость закрытия переезда, находящегося в радиусе до 5 км от него, – сообщил Габдрахманов. – Но в целях экономии из проекта убираются необходимые для этого развязки или съезды с новой дороги, и переезд остаётся».

По мнению Николая Потапчука, действенного механизма закрытия переездов нет. Так что приходится применять индивидуальный подход. В регионе давно назрела необходимость в специальной программе. «Мы должны или войти в Федеральную целевую программу по безопасности дорожного движения на 2013-2020 годы, концепция которой сейчас разрабатывается, или создать свою региональную программу необходимых мер для наведения порядка с переездами», - заметил он.


Острые углы «треугольника видимости»

Договариваться с муниципальными властями сложно не только по закрытию переездов, но и по их содержанию.

Замечания, которые принимаются по итогам комиссионных осмотров, имеют тенденцию повторяемости. Да и устраняются не всегда. «Администрации Гурьевского муниципального округа сделано 30 замечаний. Но должной реакции нет. По состоянию на сегодняшний день из них устранено только одно», – рассказал Азат Габдрахманов.

По словам Светланы Харитоновой, прокуратура не сидит сложа руки и в сентябре подала иски в суд о понуждении местных администраций к надлежащему содержанию переездов в Калининграде, Нестерове и Черняховске. «Мы подготовили представления муниципалитетам: либо обслуживать переезды надлежащим образом, либо, если они не в состоянии это делать или не хотят, закрывать», – пояснила Светлана Харитонова.

Особое внимание властей требуется тем объектам, которые находятся вне полосы отвода и зоны контроля железнодорожников, в так называемом треугольнике видимости (50 м от рельсов в сторону автодороги и 400 м вдоль). Притом что и так 44% переездов имеют ограничения условий видимости, в непосредственной близости от некоторых строятся высокие дома, которые собственники обносят массивными заборами.

Азат Габдрахманов привёл в пример ситуацию с переездом на 15-м км направления Калининград – Балтийск около посёлка Люблино, где хозяин частного дома огородил свои владения трёхметровым «частоколом». Машины подъезжают к переезду – и не имеют возможности оценить обстановку. Чтобы избежать возможных тяжёлых последствий, машинисты локомотивов вынуждены снижать скорость до 25 км/ч.
«При выделении земельных участков под строительство власти должны понимать, что есть вопросы общей безопасности, – уверен Азат Габдрахманов. – Необходимо, чтобы подобные действия согласовывались с железной дорогой и ГИБДД».

Как сообщил начальник службы пути Калининградской дирекции инфраструктуры Валерий Бубенчик, таких переездов, где в «треугольнике видимости» построены жилые дома, что ухудшило и без того недостаточную видимость, в области уже три. А через эти опасные переезды организовано к тому же регулярное автобусное сообщение. По мнению Валерия Бубенчика, в качестве крайней меры железнодорожникам ничего другого не остаётся в будущем, как при очередном продлении маршрутов просто не согласовывать схему пассажирского движения. «Социальное недовольство и проблема доставки жителей лягут тяжёлым бременем на муниципалитеты, поэтому власти обязаны сосредоточить своё внимание на проблеме», - отметил начальник службы пути.

Железнодорожникам, безусловно, в одиночку невозможно решить массу проблем переездов. Азат Габдрахманов отметил, что необходима совместная работа, только так можно комплексно решить все вопросы.

По мнению Светланы Харитоновой, организатором этой работы должно стать региональное правительство. «Местная власть отвечает за людей, проживающих на территории, и должна инициировать мероприятия по обследованию переездов и принятие необходимых решений, вплоть до закрытия их для обеспечения безопасности», - пояснила она свою позицию.
«Но решения по конкретным направлениям должны приниматься только за столом переговоров с участием всех заинтересованных сторон, включая администрации муниципалитетов и железную дорогу, - заявил начальник отдела дорожной деятельности департамента развития транспортного комплекса министерства развития инфраструктуры правительства Калининградской области Дмитрий Старцев. - Если мы закроем переезд без учёта мнений местных жителей, тут же пойдёт вал жалоб во все инстанции, вплоть до президента страны».

Вера Башканова,
соб. корр. «Гудка»
Калининград
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31