19 января 2022 14:28

Пустите мальчишку в кабину

Доступность раритетной железнодорожной техники поможет популяризации профессии

В России нужны паровозные фестивали по образцу тех, что так популярны в Европе.

Вадим Гуков, машинист третьего класса станции Санкт-Петербург-сортировочный-Московский
Какую страну ни возьми – везде любят тягу на пару. В Польше, например, с 26 апреля начинается целая паровозная неделя.

И здесь к этому событию подходят очень ответственно. В гости съезжаются паровозы из Германии, Англии. Съёмки действа ведутся даже с вертолёта.

России тоже есть чем похвастаться: в своё время мы были одной и передовых стран в области паровозостроения. И многое с того времени удалось сохранить. Однако россияне не могут на паровозе не только прокатиться, но и посидеть в кабине машиниста.

Так, на выставке железнодорожной техники в Щербинке, что была в начале минувшего сентября, многим посетителям хотелось подойти к паровозу поближе. Но я сам видел – никого к машине так и не подпустили.

А в Европе разрешают залезать в кабину машиниста, а также дают возможность прокатиться на уникальной технике.

В декабре, например, специально для таких целей в Финляндии начнутся Рождественские катания на паровозах.

В нашей стране по-разному объясняют нежелание подпускать зрителя к машине. Мол, это опасно: впустим мальчишку, тот дёрнет за какой-нибудь рычаг и создаст тем самым опасную обстановку. Котёл-то под давлением…

Но кто знает, может, после посещения паровозной кабины, после её запаха влюбится паренёк в железную дорогу! И насколько больше станет у нас выдающихся движенцев, путейцев, изобретателей!

А неприятностей легко избежать. Можно в кабину машиниста наблюдателя поставить, а можно просто снять некоторые рукоятки. В развитых странах есть хорошая практика – напротив разных приборов вывешивать предупредительные надписи на нескольких языках. Это как в сетевых ресторанах на стаканах пишут: «осторожно, можно обжечься».

А проводить фестиваль удобно было бы в Москве. Сюда мы из Санкт-Петербурга могли бы приезжать на своих паровозах. Для демонстрации раритетной техники подошло бы веерное депо. Выкатываешь каждые полчаса на круг новый паровоз, рассказываешь об особенностях модели, гости слушают и наблюдают технику в действии.

На Западе очень популярно для каждой модели печатать буклеты с короткой историей машины: когда построена, как восстанавливалась, где приписана и так далее.

Но лучший вариант организации фестиваля – совместно с европейцами. Если вблизи границы с Финляндией, то можно было бы это сделать в Выборге. Сюда очень легко доставить всю необходимую технику из Питера, где немалый паровозный парк. А с другой стороны границы, в финском городе Хювинкяя, находится национальный железнодорожный музей, где тоже много старых машин на ходу.

Именно здесь этим летом проводилось масштабное празднование 150-летия финских железных дорог. Тогда на несколько дней целый участок дороги перевели на паровую тягу. Пассажирские поезда ходили со старыми вагонами.

Финские паровозники стали с нами сотрудничать с середины 90-х. Помню, примерно в это время они приезжали в Россию для участия в съёмках голливудского фильма «Анна Каренина». В те времена мне довелось познакомиться со многими машинистами паровозов. До сих пор ездим друг к другу в гости. Буквально на днях несколько финских машинистов с неофициальным визитом побывали у нас в Питере – мы их на паровозе 9П покатали.

Так что наработки есть, осталось их только развить.
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31