19 января 2022 14:38

Шестое чувство планки

Дополнительные баллы локомотивщикам принесли история и медицина



В командном первенстве победила Горьковская дирекция тяги

В пятницу в Челябинске выбрали лучших работников Дирекции тяги. В течение трёх дней за победу боролись машинисты электровозов, тепловозов, машинисты-инструкторы и техники-расшифровщики скоростемерных лент.

Конкурс развернулся одновременно на площадках эксплуатационного локомотивного депо Челябинск и технической школы Южно-Уральской дороги. Помериться умением и знаниями собрались те, кто стал победителем в региональных дирекциях, и, казалось, им нечего было опасаться. Но участников ждал своего рода «сюрприз» – приборы КЛУБ-У, САУТ, КПД-3П, ТСКБМ, автоведения. Разработчики и производители этих устройств присутствовали на конкурсе и приготовили его участникам свой набор довольно каверзных вопросов. И даже машинистам тепловозов, которые никогда эти приборы не эксплуатировали и не видели.

У машинистов-инструкторов начался первый экзамен на знание должностных инструкций, по планированию работы локомотивных бригад и владению приборами безопасности. Двадцать минут на пять вопросов. Итоги подводятся за круглым столом. Здесь у каждого есть возможность заработать баллы при ответе на те вопросы, которые поставили в затруднение коллегу.

Вот они, «трудные» вопросы. На какое время КЛУБ-У обеспечивает боксование колёсных пар и отмену снятия напряжения? Какой существует порядок для привлечения локомотивных бригад к сверхурочной работе? Имеет ли право аппарат главного ревизора дороги контролировать работу машиниста-инструктора? И вот уже в копилку команды Московской дороги добавляется 12 баллов. На 11 баллов возрос актив Дальневосточной и на 10 баллов – Красноярской.
«Машинистам-инструкторам легче всего отвечать на вопросы, связанные с их должностными обязанностями. Сложность для них вызвал новый приказ об организации работы локомотивных бригад, который был издан в январе нынешнего года», – говорит член жюри, начальник сектора координации работы машинистов-инструкторов Центральной дирекции тяги Юрий Лещёв.

В компьютерном классе дортехшколы тем временем тестируют машинистов и техников-расшифровщиков. «Вопросы включают правила технической эксплуатации, инструкции по сигнализации, движению поездов, нормативные документы, а также устройство систем безопасности и автоведение», – объясняет начальник отдела проектно-конструкторского бюро локомотивного хозяйства ОАО «РЖД» Юлия Морозова.

Тестирование выводит в лидеры машинистов тепловоза Михаила Захаренкова (депо Новосибирск) и Алексея Кудряшова (Саратов-пассажирский). Михаил за отведённые 40 минут ответил на 320 вопросов и сумел опередить коллегу всего на 0,7 балла.

Не все машинисты остались довольны своими результатами. «Мы не акцентируем внимание на устройстве воздухораспределителя. На практике этого не требуется, вот и оказался пробел в знаниях», – признаётся машинист тепловоза депо Оренбург Сергей Филиппов.

У расшифровщиков на первых порах лидировала одна из самых молодых участниц – Мария Колпакова из депо Омск. Но расшифровщикам предстоят практические испытания. По сути, это их повседневная работа, только более сложная. Надо выявить нарушения по фрагментам скоростемерных лент и файлов КЛУБ-У и КПД-3П, а потом произвести расчёты и проверить правильность заполнения справки по обеспечению поезда тормозами. Здесь вперёд выходит расшифровщик депо Абакан-2 Ольга Манвейлер. «Опыт большой, работаю практически со всеми видами движения», – говорит она.

Машинисты тем временем заняты поисками неисправностей в локомотивах.

Здесь же, на площадке, разворачивается кульминационный конкурс – подъезд к планке. С двух попыток на 75-метровом участке электровоз ЧС7 требуется разогнать до скорости 10 км/ч и остановиться не более чем в 20 см от планки.

Машинисты ревностно следят за действиями коллег, присматриваются к ориентирам. «Рано начал тормозить, не доедет», – судят одни. «Давай, ещё!» – кричат другие. Азарт захватывает.
«За три метра планки уже не видно. Тут нужна интуиция, шестое чувство», – объясняет машинист-инструктор депо Москва-пассажирская-Курская Владимир Курганов. Владимиру до зачёта не хватило 3 см.

Всякое соревнование предполагает рекорд. И он был поставлен тепловозником депо Киров Дмитрием Морозовым. Электровоз под его управлением коснулся планки, но не сбил её. «Попробовал первый раз, сделал анализ и вовремя затормозил», – так коротко объяснил свой успех Дмитрий. Героями конкурса стали также машинист тепловоза депо Бабаево Андрей Есюков и машинист-инструктор депо Горький-сортировочный Игорь Быстров, остановившие локомотив у самой планки.

Свободные от основных конкурсов участники выстроились в очередь для испытаний по истории российских железных дорог и демонстрации своих умений оказывать первую доврачебную помощь. На этих конкурсах можно было заработать дополнительные очки для своей команды. Поэтому участвовали все. Историю, как оказалось, локомотивщики знают хорошо. Многие смогли вспомнить даже изобретателя советского электрожезлового аппарата Даниила Трегера и что скоростемеры и ленты до революции назывались приборами Гаусгельстера.

И с медицинской помощью всё в порядке. Манекену Гоше умело проводилась диагностика, и его возвращали к жизни.

Конкурсные задания этого года были сложными, это отмечают и участники, и Дирекция тяги, и производители технических устройств. «Но локомотивщики, а здесь были лучшие представители региональных дирекций, показали, что они действительно являются эталоном профессионализма и высокого мастерства», – отмечает главный инженер Дирекции тяги Алексей Ходакевич.

Лучшим машинистом электровоза стал Максим Мяделец из депо Бабаево Октябрьской дирекции тяги. Лучшим машинистом тепловоза назван Дмитрий Морозов из депо Киров Горьковской дирекции. Среди машинистов-инструкторов победил Дмитрий Ефанов из депо Балашов Юго-Восточной дирекции. А лучшим техником по расшифровке лент скоростемеров стала Ольга Манвейлер из оборотного депо Саянская эксплуатационного локомотивного депо Абакан-2 Красноярской дирекции.

В командном первенстве победу заслужила Горьковская дирекция тяги. Вместе с кубком она получила право проведения у себя очередного конкурса. Второе место досталось команде Октябрьской дирекции. Третье заняла команда Юго-Восточной дирекции тяги.

Евгения Мусихина,
соб. корр. «Гудка»
Челябинск
Фото автора

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31