21 октября 2021 18:11

Проба пакета

Первыми покупателями акций РЖД могут стать пенсионные фонды

Правительство поручило Минэкономразвития до 1 декабря представить план подготовки дорожных карт приватизации пакетов акций госкомпаний, в том числе и ОАО «РЖД». Вместо проведения IPO и решено первоначально разместить всего 5% акций компании.

В плане приватизации, утверждённом правительством в июне, значилась продажа в следующем году 25% минус 1 акция ОАО «РЖД». Но, как сообщил журналистам министр экономического развития Андрей Белоусов, исследование, проведённое совместно с РЖД и Минтрансом, показало предпочтительность именно такой продажи в 2013 году.
«Продажа небольшого пакета важна для того, чтобы, по сути, сделать компанию публичной и провести рыночную оценку её стоимости», – заявил Андрей Белоусов.

Ранее президент ОАО «РЖД» Владимир Якунин высказывался, что в случае, если приватизация неизбежна, то первоначально продать небольшой (5–10%) пакет акций, с тем чтобы оценить обстановку на рынке, а уже затем принимать окончательно решение по IPO.
«Сейчас ОАО «РЖД» серьёзно недокапитализирована, поэтому и решено продать небольшой пакет не всем желающим, а специализированным инвесторам, – пояснил «Гудку» заместитель руководителя департамента государственного регулирования тарифов, инфраструктурных реформ и энергоэффективности Минэкономразвития Ярослав Мандрон. – В результате переговоров действительно можно выяснить, сколько в реальности стоит компания. Есть идея использовать для этого пенсионные средства, то есть покупателями могут стать пенсионные фонды».

ОАО «РЖД» оценивается в 1,7 трлн руб., соответственно стоимость 5% акций может составить около 85 млрд руб.

Ярослав Мандрон полагает, что после продажи нужно будет решить ряд задач, необходимых для повышения стоимости компании: закончить реформирование, отрегулировать взаимоотношения с государством, установить долгосрочные тарифы, что ещё более повысит стоимость РЖД.

То, что пенсионные фонды станут акционерами инфраструктурных компаний, вполне логично, полагает управляющий партнёр Russia Partners Владимир Андриенко.

«Именно они являются самыми требовательными и дотошными к раскрытию информации и к качеству управления акционерами, потому что им приходится планировать свою деятельность на десятки лет вперёд, – замечает эксперт. – А успех корпоративной стратегии любой компании заключается в балансе интересов её акционеров».

«Железнодорожной инфраструктурой в полном объёме должно владеть государство, и все акции ОАО «РЖД», которое является стратегической компанией, должны принадлежать государству. РЖД несут огромную социальную нагрузку как в пользу всех граждан страны, так и в пользу работников самой компании. Поэтому дальнейшая её реализация возможна лишь при условии сохранения государственного контроля и поддержки, – подчёркивает председатель Роспрофжела Николай Никифоров. – В случае если, несмотря на очевидные риски, решение о приватизации части пакета акций компании будет принято, преимущественное право приобретения акций должно быть предоставлено работникам ОАО «РЖД».

Сергей Плетнёв


Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31