28 октября 2021 14:08

В провинцию за рок-идеями

Александр Ф.Скляр был назван журналом «ОМ» в числе пятидесяти людей, повлиявших на массовую культуру 90-х. Среди этих людей также Горбачёв, Кончаловский, Курёхин, Мамонов, Михалков. Созданная Скляром, бывшим дипломатом, московская группа «Ва-Банкъ» - до сих пор лидер альтернативного музыкального движения в России.

Недавно Скляр был замечен в Пензе, где собралась любопытная творческая компания. Телеведущий и режиссёр Александр Гордон и прославленный педагог Евгений Ямбург, оперная дива Мария Максакова, пензенские блогеры – социальные активисты и пензенский же губернатор… Все вместе в зале Лермонтовской библиотеки спорили, как сделать так, чтобы русский человек в провинции «где родился, там и пригодился».

Споры на эту тему у нас в России любят. Но нынешний форум «Провинция» № 2 ставил своей задачей сделать так, чтобы самые дельные из инициатив, предложенные на нём креативными гостями из Москвы и лучшими умами самой Пензы, воплотились в жизнь в кратчайшие сроки… Желательно, к форуму № 3. Об этом, и не только, Александр рассказал «Гудку» .

– Почему вы оказались в этом проекте?
– Потому что это интересный эксперимент на тему, как сделать так, чтобы человек, живущий в провинции, не хотел из неё уезжать. Пенза стала творческой площадкой для этого исследования. Рекомендации, предложенные участником первого форума для того, чтобы сделать жизнь в Пензе лучше, были за год на 70% претворены в жизнь. То есть это не тот частый случай, когда люди встретились, поболтали и разбежались. А вторая причина – личная. Все мои песни рождаются так или иначе от ощущения провинции. И уже давным-давно ничего не рождается от ощущения Москвы. Или, скажем так, почти не рождается от ощущения Москвы. Все свои новые впечатления, как человек, который пишет свои собственные песни, я получаю в провинции. Потом их перерабатываю, и они перетекают в мои песни.

– Означает ли это, что провинция для вас – вода живая, а Москва – вода мёртвая?
– Для меня провинция – точно более живая вода, чем Москва, это абсолютно точно. Потому что дух провинции, куда я приезжаю с концертами, мне сразу же понятен. Я сразу же чувствую живое дыхание любой аудитории, для которой я выступаю в провинции. И очень часто это чувство меня не посещает, когда я играю какие-то московские концерты.

– Чем вы это объясняете?
– Москва – это давно уже отдельная страна в стране. Страна с давно уже сложившимися особенностями, лет 15 назад превратившаяся в бурлящий котёл страстей вокруг вопроса зарабатывания денег и жёсткого выживания. Этот вопрос отбирает почти все силы.

– Зато Москва даёт шанс «каждому на пять минут славы», которые предрекал Джон Леннон для будущего века…
– Это слова не Леннона, а Энди Уорхолла. Мысль, кстати, которую я всегда считал бредовой. Зачем каждому человеку эти пять минут славы? А во-вторых, она ложная. Не каждый их и получает. Только такой самовлюблённый эгоист, как Энди Уорхолл, мог произвести такую мысль на свет. И только такой извращённый свет, который представляет из себя наш нынешний мир, мог это воспринять как очередную мудрость. Я считаю эту мысль абсолютной глупостью.

– Которая распространяется через массмедиа…
– Массмедиа – один из самых главных носителей ложных идей. А может быть, и вообще самый главный.

– У вас есть прекрасная возможность сейчас с помощью массмедиа спроецировать в этот мир не ложные, а истинные идеи. Как жить, чтобы не заразиться бациллами псевдожизни?
– У меня есть только свой личный опыт гигиены. Во-первых, я стараюсь не поддаваться общему быстротекущему потоку. Всё время нахожусь в своей собственной башне из слоновой кости. Стараюсь свой внутренний мир максимально ограждать от тлетворных влияний этой разъедающей коррозийной среды окружающего мира. В этом мне очень помогает русская классическая культура. Стараюсь жить сосредоточенной внутренней жизнью. Вот мой рецепт выживания.

- Похож на тот, что выбрал Сэлинджер.
- Его путь мне очень понятен. Но этот путь прошёл любой серьёзный, глубокий писатель. Просто Сэлинджер его как бы сгустил, довёл до предела возможного, до полного отчуждения от мира. Я не могу пойти его путём по причине того, что у нас с ним разные амплуа. Писатель может и зачастую должен вести уединённую жизнь. Артист - это изначально публичная фигура. Но если это артист, который исполняет свой собственный материал, то вот тут ему нужно соединить два вектора - вектор Сэлинджера и вектор…

- Вертинского.
- Ну, например.

- Я не случайно назвала это имя. Вы готовите альбом «Вертинский»…
- Да. В ноябре будет премьера этого альбома в Москве. Жду всех поклонников этого великого исполнителя, и надеюсь, придут и те, кому не безразлично и моё творчество. Чтобы не было неверных толкований, скажу - в этом альбоме я буду исполнять песни Вертинского.

- У вас период отрицания собственного творчества?
- Это нормальный процесс для музыканта. Со мной он происходит постоянно. Каждое новое произведение, в которое я погружаюсь, начинается с отрицания себя старого. С убеждения собственной исчерпанности. Только из этого котла происходит нечто новое.

- Вернёмся к сегодняшнему форуму. Вы разделяете позицию некоторых его участников, что провинция нуждается в том, чтобы ей принесли культуру из столиц?
- Совершенно не разделяю. Я не против привлечения деятелей актуального искусства в провинцию. Но я считаю, что на это должна быть добрая воля самой провинции.

- Чтобы не получился печально известный «пермский вариант»?
- Понимаете, в случае Гельмана со всеми, с кем я общался в Перми, реакция на его деятельность была крайне отрицательной. С точки зрения пермяков, это была чистой воды «оккупация». И главная претензия, которую они ему предъявляли коллективно, - это то, что он всячески пытался принизить, подавить и уничтожить национальную пермскую культуру. Вот это они ему ставили в вину в первую очередь.
У Пензенского края огромный культурный потенциал. Можно, перефразируя Достоевского, сказать, что он отчитался перед Богом одним именем Лермонтова.

- Мне кажется, он отчитался за всю Россию.
- Конечно. Кстати, я не досказал третью причину моего приезда сюда. Вообще-то, я приехал не играть, а послушать. Ради общения с умными, интересными, творческими людьми, живущими здесь.

- За роскошью человеческого общения?
- Именно так.

Беседовала Веста Боровикова
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31