28 октября 2021 15:33

Вопрос дня

Какие железнодорожные специальности будут наиболее востребованы в ближайшие годы?


Алексей Сухомлинов, начальник Корпоративного центра развития профессионального обучения персонала ОАО «РЖД»:
– Наиболее востребованной профессиональной группой в отрасли останутся рабочие специальности, причём спрос на них будет расти. Особенно это касается рабочих профессий локомотивного комплекса и инфраструктурного хозяйства – обслуживания путей, энергетических комплексов.
Актуальной станет подготовка работников деповского хозяйства. Это обусловлено ключевыми направлениями развития отрасли: модернизацией инфраструктуры, созданием скоростного движения, выходом на сеть локомотивов и подвижного состава нового поколения. Всё это потребует не только специалистов-управленцев и сотрудников среднего звена, но и рабочих кадров с более разносторонним, чем сегодня, уровнем подготовки.

Владимир Николашин, профессор кафедры «Логистические транспортные системы и технологии» Московского государственного университета путей сообщения:
– Стабильно высоким будет спрос на управленцев высшего звена, топ-менеджеров, в чьей компетенции будет определение стратегии развития железнодорожных компаний, в том числе ОАО «РЖД».
Второй уровень – специалисты, которые будут реализовывать решения по всем цепочкам управления доставки и поставки грузов. Соответственно, вырастет спрос на специалистов по созданию комплексных логистических систем уровня 3PL и 4PL, которые могли бы эффективно снижать издержки деятельности своих структур. Востребованными окажутся специалисты, которые будут увязывать интересы различных структур железнодорожных компаний, чтобы развитие одних не шло в ущерб другим.

Владимир Демьяненко, исполнительный директор ЗАО «Уралконтейнер»:
– Для операторских компаний является очень важным наличие на рынке труда квалифицированных менеджеров как по технологиям управления перевозочным процессом, так и по продажам. Всегда и везде будут нужны грамотные машинисты тепловозов и электровозов.
Будет расти спрос на IT-специалистов, потому что идёт по нарастающей внедрение электронных систем буквально во всех сферах – от управления движением и обмена данными до диагностики состояния пути и подвижного состава. Возможно, появится потребность в специалистах по менеджменту качества предоставляемых клиентам услуг.
И никогда не уйдёт потребность в рабочих, которых подчас незаслуженно называют «низовым звеном», – путейцах, осмотрщиках вагонов, деповских рабочих. Другое дело, что должен стать иным уровень их подготовки. Ведь уже сегодня обыденный станционный осмотр колёсных пар или проверка состояния пути дежурной осмотровой бригадой проводится не только простым постукиванием молоточком по колесу, но и с применением различной современной аппаратуры, работа с которой требует серьёзной специальной подготовки. А дальше этот уровень требований к, казалось бы, самым простым специальностям будет только расти. Поэтому, как мне кажется, есть смысл уйти от системы начальных училищ и сразу начинать подготовку будущих железнодорожников в учебных заведениях статуса техникума.

Владимир Савчук, руководитель департамента исследований железнодорожного транспорта Института проблем естественных монополий:
– Сегодня точно не наблюдается недостатка в управленцах, менеджерах, специалистах, подготовленных по логистическим специальностям. А недостаток ощущается в специальностях технических работников высокой квалификации. Речь о токарях, слесарях, фрезеровщиках, металлообработчиках, операторах сложных технических систем контроля, таких, как обеспечения энергоснабжения и связи, состояния подвижного состава, локомотивов и элементов пути. Квалифицированные кадры по этим специальностям могут в обозримой перспективе стать реально дефицитными, поскольку уровень их зарплаты, а подчас и условия труда не являются конкурентоспособными, притом что уровень подготовки здесь требуется высокий. Также может уже скоро возникнуть дефицит не только высококвалифицированных специалистов, но и обычных железнодорожных профессий, без которых, однако, железная дорога работать не в состоянии, например обходчиков пути. Особенно это касается удалённых участков, потому что процесс отъезда людей оттуда продолжается, удержать их пока особо нечем.
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31