13 апреля 2021 20:17

Предварительная стратегия

Минтранс предлагает сбалансировать траты на грузовое и пассажирское движение

Общественный совет при Минтрансе обсудил и в целом одобрил Транспортную стратегию до 2020 года, предполагающую умеренные темпы роста инвестиций. Министерство заложило в ней лишь те расходы, которые до него довело правительство.

В новой стратегии авторы попытаются найти подходы к развитию и грузового, и пассажирского сообщения
Заместитель министра транспорта Олег Белозеров, представляя проект Транспортной стратегии до 2020 года, сообщил, что она разработана на тех параметрах финансирования, которые до Минтранса доведены правительством. И в ближайшие три года возможности для развития транспорта ограничены. В целом стратегия оценивается в сумму 12,3 трлн руб., из них 7,3 трлн предполагается выделить из федерального бюджета, а остальные почти 40% – это частные средства компаний. За семь лет объём инвестиций из госбюджета на транспорт должен увеличиться с 0,48% до 0,63% ВВП.

В железнодорожной сфере стратегия предполагает строительство около 2 тыс. км новых путей, устранение почти всех проблемных участков на подходах к портам и погранпереходам, развитие тяжеловесного движения из Кузбасса к портам Северо-Запада, к Югу и Дальнему Востоку. Также предусмотрены модернизация инфраструктуры крупных транспортных узлов, развитие скоростного пассажирского движения, проектирование и начало работ по созданию высокоскоростных магистралей.

Предполагается сохранение государственных дотаций на компенсацию последствий регулирования тарифов в дальнем пассажирском сообщении, в Калининград, а также пригородного движения. В целом из госбюджета на железнодорожный транспорт до 2020 года предполагается выделить 242 млрд руб.

Члены Общественного совета Минтранса сошлись на том, что выделенных средств совершенно недостаточно для решения тех задач по повышению транспортной подвижности, которые стоят перед страной.
«Достаточно посмотреть, сколько в процентах к ВВП тратят страны Евросоюза, оказавшиеся в глубоком экономическом кризисе (3–4% ВВП. – Ред.), и Россия, – замечает член Экспертного совета по транспорту при правительстве Михаил Блинкин. – Нужно либо продолжать бюджетный торг с правительством (и в этом общественность нас обязательно поддержит), либо вводить дополнительные налоговые источники, хотя это и непопулярная мера».

В Транспортной стратегии до 2020 года предусмотрено лишь начало работ по проектированию и строительству высокоскоростных магистралей. «На этот проект правительство не заложило средств, – сообщил, отвечая на вопрос «Гудка», Олег Белозеров. – У нас сейчас существует проблема ограничений и для перевозки грузов. Поэтому министерство сделало выбор в пользу скоростного пассажирского движения, которое организовать гораздо дешевле, и таким образом будет соблюдаться баланс в использовании средств».

Однако в этот же день на совещании по развитию железнодорожного транспорта, которое проходило во время объезда Малого кольца Московской железной дороги, президент Владимир Путин дал указание правительству, Министерству транспорта и РЖД определиться с приоритетами по скоростному и высокоскоростному движению. Президент считает, что высокоскоростное сообщение очень важно для страны и необходимо как можно быстрее приниматься за реализацию проектов. «До начала декабря правительство принимает решение об использовании пенсионных накоплений, организует работу с Инвестфондом, выделяет средства на подготовку ТЭО по приоритетным проектам, кроме Москвы и Санкт-Петербурга», – перечислил план действий Владимир Путин. Проект Москва – Санкт-Петербург уже находится в высокой степени готовности.

Вице-премьер Аркадий Дворкович сообщил, что правительство примет принципиальное решение по использованию маршрута Москва – Казань – Екатеринбург, который с высокой степенью вероятности и будет утверждён. За счёт пенсионных накоплений и зарубежных инвестфондов можно будет привлечь 300–350 млрд руб. на строительство транспортной инфраструктуры. Однако государству придётся выделять средства и на безвозвратной основе. Финансовая схема строительства ВСМ будет утверждена в ноябре.

По расчётам ОАО «РЖД», стоимость ВСМ-1 Москва – Санкт-Петербург составляет 1 трлн руб., ВСМ-2 Москва – Казань – Екатеринбург – 1,5 трлн, а программа подготовки скоростных и высокоскоростных линий в чемпионату мира 2018 года – 6,3 трлн руб.

Всю программу по развитию транспортной инфраструктуры к чемпионату мира уточнят к концу года, и она войдёт в стратегию отдельным блоком.

Сергей Плетнёв

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30