22 апреля 2021 05:41

Во всех красках

Молодые художники запечатлели в картинах историю стальных магистралей России

Вчера президент ОАО «РЖД» Владимир Якунин открыл в Санкт-Петербурге выставку работ победителей всероссийского конкурса произведений живописи и графики, посвящённого 175-летию железных дорог России.

Открытием выставки в Санкт-Петербурге официально началось празднование 175-летия железнодорожного сообщения в России
Открывая экспозицию, Владимир Якунин, возглавляющий экспертный совет конкурса, сказал, что выставка продолжает череду событий, характеризующих 175-летнюю историю железных дорог России.
– Конечно, праздник реализуется прежде всего в трудах тех людей, которые на рабочих местах честно выполняют свою работу, – подчеркнул глава РЖД. Железнодорожный транспорт как произведение технического и технологического искусства является также и достойным объектом изобразительного искусства. Его в разных видах воплотили в своих работах художники до 35 лет, участники конкурса.

В железных дорогах, по убеждению Владимира Якунина, на протяжении почти двух веков отразилась вся история России. «Они дали импульс развитию не только промышленности и экономики, но и архитектуры и живописи. Здания московских вокзалов расписывали видные русские художники: на Ярославском можно увидеть картины Серова и Коровина, а на Казанском – Лансере и Бенуа. Строительство железных дорог стало главной темой в художественном творчестве во второй половине XIX века. Это картины Ярошенко «Кочегар» и «Всюду жизнь», Савицкого – «Ремонтные работы на железной дороге» и «На войну», Яковлева – «Транспорт налаживается», Нисского – «Осень. Семафоры» и «Подмосковье. Февраль».

Выставка заняла два этажа Мраморного зала Этнографического музея. Лауреаты конкурса подружились и с интересом рассматривали работы друг друга. И, хотя являлись фактически конкурентами, искренне восхищались чужими картинами.

Состязание по случаю юбилея дорог проводило ОАО «РЖД» вместе с ЗАО «Компания ТрансТелеКом» при поддержке Российской академии художеств. Картины победителей конкурса – о строительстве первой дороги, о первом поезде, пришедшем в Царское Село, о концерте Штрауса на перроне в Павловске. Тут портреты Ефима и Мирона Черепановых, Саввы Мамонтова, других исторических личностей, а также простых железнодорожников, например отмеченный жюри «Путеобходчик баба Нина», написанный Ольгой Подосинниковой из Москвы.

Выставка вместила немало индустриальных пейзажей. Все они вполне достойно смотрятся в одном ряду с работами признанных мастеров из крупных российских музеев, в частности из Эрмитажа и Третьяковской галереи. Немало работ и из российских железнодорожных музеев.

Картины многих конкурсантов выглядят так, будто над ними работали не новички, а профессионалы. Например, в работе Елены Степуры «В те годы», занявшей первое место в номинации «Сюжетная картина о железных дорогах советской эпохи и современной России», чувствуется невероятная глубина. Она изобразила деревянный вагон поезда, а в нём девушку в шинели. Вместе с боевыми подругами она едет на фронт. В глазах и печаль, и надежда.

На открытии выставки названы и другие имена победителей конкурса, их 12 – по трое в каждой номинации. Им вручены дипломы, денежные награды, их работы размещены вместе с произведениями признанных мастеров в специальном глянцевом каталоге.

Выставка будет открыта до 6 ноября.

В этот же день Владимир Якунин принял участие в открытии после реставрации Большого зала Агатовых комнат музея-заповедника «Царское Село». Все семь интерьеров Агатовых комнат имеют уникальную историческую и художественную ценность, с участием РЖД уже восстановлены три из них. На открытии исторического памятника глава компании, в частности, сказал:
– Сегодня мы официально начинаем празднование 175-летия с начала железнодорожного сообщения в России.

Евгения Заболотских

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30